На первую страницу
Максим Оленев

История семей непривилегированного населения России XVII-XIX вв. Некоторые вопросы методологии генеалогического поиска.


Перед исследователем, занимающимся генеалогическим поиском, встает определенная проблема. Как начать и с чего начать? Казалось бы, уже выработана методика поиска и отбора необходимой информации. Любой мало-мальски грамотный исследователь знает что такое метрические книги и ревизские сказки, где они находятся и что за информацию можно оттуда почерпнуть.
Однако, это далеко не решает проблемы исследования в целом. Можно им заниматься, тратя на поиски массу драгоценного времени, перелистывая горы архивнгых томов, в которых НЕТ нужной информации и при этом испытывая чувство разочарования от досады.
Что делать в таком случае? Как сократить время поиска и спланировать работу?

Метрические книги

Обычай вести списки верующих, в которые вносились имена принявших крещение, известен с древних времен.
Первое законодательное оформление практика ведения метрических книг в России получила в решениях Московского церковного собора 1666-1667 г.
Первым светским узаконением был указ Петра I от 14 апреля 1702 г. «О подаче в Патриарший духовный приказ приходским священникам недельных ведомостей о родившихся и умерших». В мае 1722 «прибавления к Духовному регламенту» установили обязательное повсеместное ведение метрических книг в Российской империи.
Указ Синода от 20 февраля 1724 г. впервые ввел графические формы метрических книг и уточнил особенности их ведения. А после Указа Синода от 23 ноября 1779 г. «Об исправном содержании метрических книг во всех приходских церквах» наличие книг в приходах и консисториях стало обязательным.
Указ Синода от 17 мая 1802 г. «О содержании в предписанном порядке метрических книг» запретил хранение книг в домах священников и их раздельное ведение: отныне в приходах регистрация осуществлялась в одной общей книге.
В 1831 г. по Указу Синода в формуляре метрических книг были уточнены названия отдельных граф, введена раздельная нумерация по полу в записях о рождении. Формуляр метрических книг, просуществовавший вся дальнейшую их историю, окончательно был утвержден в 1838 г.

Для начала необходимо знать ТОЧНОЕ место жительства, откуда были родом предки. Поэтому сразу хочу разочаровать некоторых исследователей: если известен ТОЛЬКО РАЙОН, то сам поиск уже практически теряет всякий смысл, поскольку объем просматриваемой информации может занять несколько тысяч дел.
Метрические книги по селениям Московской губернии находятся в Центральном историческом архиве г. Москвы (ЦИАМ) фонде 203 опись 780. Метрические книги сгруппированы в «связки» (по 4-5 приходов) - в основном по алфавитному принципу. Так, в описи метрических книг 1885 г. по Клинскому уезду д. 979 включает в себя села с начальными буквами «Б» (5 приходов), д. 980 – «В-Д» (7 приходов), д. 981 – «Д-З» и т.д. Всего 50 церковных приходов в уезде.
Хорошо, если предки жили непосредственно в селе: в таком случае в описи Вы сможете быстро отыскать нужный по названию среди 30-40 приходов.
А если в деревне? [Деревня (село, сельцо, починок). Село без церкви, но хотя бы с одним двором землевладельца или хозяйственными постройками, в XVI в. называлось сельцом. Новые поселения, возникающие на впервые поднятом участке, назывались починками. Когда с первоначальным двором в починке возникали один или два других, он становился деревней. Деревня превращалась в пустошь, если в ней не оставалось жилых дворов и пашня забрасывалась.] Тогда придется тщательно просматривать все дела, относящиеся к данному уезду за нужный год? А их, например, по Клинскому уезду за 1885 г., насчитывается целых 8, каждое из которых занимает 300-400 страниц… [Учитывая, что регламент работы исследователей в ЦИАМе позволяет заказывать дела совокупным числом страниц не более 700, поиск нужного экземпляра дела у исследователя может занять несколько дней (например, просматривать по 2 дела в день)]
Поэтому для начала встает задача определить, с какого именно тома архивного дела следует начать работу. Т.е., определить, к какому именно церковному приходу принадлежали жители деревни в XIX в.
Большую помощь в этом вопросе может оказать обыкновенная топографическая карта. Удачным, например, было издание картографической фабрики им. В.В.Дунаева «Московская область». [Московская область. Топографическая карта. Масштаб 1:200 000. Картографическая фабрика им. В.В.Дунаева. ВТУ ГШ, 1994.]
Действующие сельские кладбища на карте отмечены небольшим крестиком, что позволяет без труда определить близлежащие к деревне церковные приходы.

Так, например, необходимо найти метрические книги, хранившие данные о жителях деревни Данилиха Дмитровского уезда. Взглянем на карту. Данилиха располагается строго на севере от Москвы приблизительно в 45-50 км по левой стороне канала им. Москвы, между Икшей и Деденево. Рядом отмечены крестиками два действующих кладбища – в Шуколово (по левой стороне) и Батюшково (по правой стороне). Эти приходы, Батюшковский и Шуколовский, находятся в разных томах архивных дел 203 фонда 780 описи: первый – в д. 3921, второй – в 3929. Где именно искать?

Жители деревни были закреплены за определенным церковным приходом, располагавшимся, как правило, в близлежащем селе. Но “географический принцип близости” срабатывал не всегда.

Так, например, в Старорязанском стане Мещерской стороны Рязанской губернии есть село Мурмино (в 20 верстах от нынешней Рязани). Если взглянуть на топографическую карту, то окажется что ближайшими селами к Мурмино Алеканово (15 верст) и Долгинино (25 верст). Однако, как сообщает нам “Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии”, жители Мурмино до построения в селе церкви (1725), находились в приходе церкви Успения Пресвятой Богородицы, что в селе Казари. А это  30 верст. Т.е. получается, что мурминские крестьяне, вместо того, чтобы ходить 5 верст в Долгинино или Алеканово, ходили лишних 5 верст в более отдаленные Казари?

Разгадку следует искать ИМЕННО во времени построения церквей в Алеканово и Долгинино. Необходимая информация содержится в тех же самых нам “Историко-статистических описаниях церквей и монастырей Рязанской епархии”.

Долгинино как деревня впервые упоминается в Рязанских писцовых книгах 137 и 138 гг. (1629/30 гг.). Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе упоминается с 1676 г. В Алеканово Предтеченская церковь была построена стольником Иваном Богдановичем Чаплыгиным в апреле 1694 г.
Казари же уже в 1595 г. именовались дворцовым селом. В Окладной книге по Рязани 166 (1658) г. в приходе церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Казарях упоминалась и “деревня Муромино…всего 203 приходских двора, 30 1/8 четвертей пахотной земли и 30 копен луговой…”  [Добролюбов И. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. Зарайск, 1884. С. 148-149.]

Возможно, часть необходимой информации о нужном церковном приходе может содержаться и в «Списке населенных мест Московской губернии по сведениям 1859 г.», [Список населенных мест Московской губернии по сведениям 1859 г. СПб, 1862.] находящихся в библиотеке РГАДА (2-й этаж). [РГАДА, 119817, Москва, ул. Б.Пироговская, 17.] Информация сгруппирована по уездам. Внутри каждого уезда – по станам. Далее идет перечень сел и деревень по номерам (указывается также расстояние в верстах от уездного города, количество крестьянских дворов и проживавших в них душ).

Так, например, в 1-й стан Клинского уезда по левую сторону Волоколамского тракта от г. Клина располагаются: N 3406 казенная деревня Теренино при р. М.Сестре (в 21 верстах от Клина, 22 двора, 64 д.м.п. и 72 д.ж.п.), N 3407 казенная деревня Негодяева (в 21 верстах от Клина, 52 двора, 170 д.м.п. и 210 д.ж.п.), …, N 3437 село казенное Петровское (166 д.м.п. и 182 д.ж.п, православная церковь, ярмарка, волостное правление)…

Метрические книги могут дать еще один важный материал: в некоторых книгах приходские священники тщательно описывали заслуги и звания бывших военных. Очевидно, сказывалось уважение к служилым – немало повидавшим на своем веку.

Так, например, в метрической книге Христо-Рождественской церкви села Петровского Клинского уезда за 1881 г. в разделе, посвященном бракосочетаниям, указано: “Степан Дмитриев, рядовой солдат 16-го пехотного Ладожского полка, 26 лет…» [ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 780. Д. 951. Л. 181об.]

Ревизские сказки

В XVIII - 1-й половине XIX вв. основной формой учета податного и значительной части неподатного населения России являлся ревизский учет.
Ревизская сказка - документ, на основании которого производилось взимание подушной подати в России XVIII-XIX вв. В ревизской сказке содержались сведения об одном лице или ряде лиц, составляющих одну семью. На основании каждой поданной сказки в ходе ревизии составлялись сводные ревизские сказки, содержащие суммарные сведения отдельных сказок по селениям, волостям, станам и уездам. В них последовательно перечислялись все члены семей или отдельные лица, жившие на определенной территории. Ревизские сказки, как правило, составлялись и подавались в имениях - помещиками или их приказчиками, в поселениях государственных крестьян - старостами и другими должностными лицами, отвечающими за своевременное проведение ревизий, в городах - представителями городского управления.
Ревизиями в XVIII-XIX вв. назывались переписи податного населения, подлежащего подушному обложению и воинской повинности. При Петре I все население было разделено на податное и неподатное. Свободными от податей были потомственные и личные дворяне, духовенство (освобождение распространялось только на лиц, занимающих штатные должности и их детей), все лица, состоящие на государственной службе, придворные служители, медики, маклеры, лица, получившие ученые степени, купцы, почетные граждане, "обельные вотчинники" в Олонецкой губернии, коробовские белопашцы в Костромской губернии.
К податным сословиям принадлежали все сельские обыватели и до 1863 г. мещане, цеховые и рабочие в городах. Единицей подушного обложения являлась ревизская душа. По собственному желанию к податному сословию причислялись лица, которым предоставлялось право поступать на службу или избирать род жизни (дети чиновников, причетников). Обязательному включению в состав податного сословия подлежали лица, пропущенные по ревизии, возвратившиеся из побегов; лица, у которых истек срок льготы освобождения от подушной подати; лица, возвратившиеся в податное сословие (например, монахи, оставившие свой сан).
С 1718 по 1858 гг. было проведено 10 ревизий:

1 - 1718-1727 гг. 6 - 1811 г.

2 - 1743-1747 гг. 7 - 1815 г.
3 - 1761-1767 гг. 8 - 1833 г.
4 - 1781-1782 гг. 9 - 1850 г.
5 - 1794-1795 гг. 10 - 1851-1858 гг.

Ревизские сказки позволяют установить следующие сведения: сословную принадлежность лица, подающего сказку; возраст, фамилию, имя, отчество и место рождения; место постоянного жительства; наличие детей мужского и женского пола (кроме 1-2 и 6 ревизий) с указанием времени и места их рождения; родственников и "работных людей" с указанием фамилий, имен, возраста и сословной принадлежности; размеры податей, уплачиваемых казне; имущественное положение подающего сказку (не всегда); в ряде случаев по 1-5 ревизиям - национальность; по 1 ревизии - физические недостатки ("увечен", "слеп").
С 3 ревизии вводится единая печатная форма ревизской сказки, просуществовавшая практически без изменений до 10 ревизии.
Начиная с 3 ревизии, в сказки вносились сведения обо всех лицах мужского женского пола (фамилия, имя, отчество, возраст, сословная принадлежность, место жительства). В формуляр сказки 7 ревизии для некоторых категорий населения вносятся сведения о специальности; сведения о женском поле выделены и составили правую часть сказки.

Для подготовки крестьянской реформы 1861 г. были собраны и изданы статистические материалы «Приложения к трудам редакционных комиссий для составления Уложения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». [Приложения к трудам редакционных комиссий для составления Уложения о крестьянах. СПб, 1860. ТТ. I-IV, VI.] Эти материалы общедоступны и находятся в Государственной публичной исторической библиотеке России (ГПИБ). В «Приложениях…»  перечислены имения (села, деревни, волости с населением свыше 100 душ) с указанием их владельцев по данным последней X ревизии (1858).
Данные сгруппированы по алфавиту: губернии, внутри губерний по уезду. Внутри уезда перечень помещиков не всегда придерживался алфавитному принципу. Приводятся также данные о количестве крестьянских дворов в имениях, душ, десятин земли (удобной и неудобной для землепользования), величине оброка и прочие повинности крестьян. Не обращаясь сразу к архивным данным, можно установить фамилию помещика того села или деревни, где проживали предки. Также, используя эти данные можно просчитать и доход помещика.

Так, в селе Дубровичи Рязанского уезда Рязанской губернии, принадлежавшем Софии Федоровне Поповой, записано 60 тягол. Величина денежного оброка, уплачиваемого крестьянами – 20 рублей с тягла. Т.о., доход помещика с имения в этом селе составлял 1200 рублей в год!
В селе Алеканово того же уезда крестьяне должны были помимо оброка «скосить и убрать сено в стоги, огородить последние плетнем».

Но это только первый этап. Хорошо, если владельцы имения владели их на протяжении 100 лет и более, а если они перепродавали селения через каждые 5-10 лет?
На этот вопрос поможет ответить фундаментальные труды В.И и Г.И.Холмогоровых. В 80-х гг. XIX столетия в сборнике «Чтения по истории и древностях Российских» (ЧОИДР) были напечатаны «Исторические материалы о церквях и селах XVI-XVII вв.», а затем изданы отдельной книгой, а также «Материалы для истории археологии и статистики московских церквей». [Материалы для истории археологии и статистики московских церквей. М., 1884.] В них содержатся сведения по истории сел (церквей) и прилежащих к ним деревень Московского уезда, а также помещиков, владевших этими имениями с конца XV и вплоть до начала XIX в. Некоторые статьи о приходах содержат сведения и о приходских священниках. Аналогичные издания были опубликованы для Костромской, Владимирской и Рязанской губерний. [Материалы для истории Костромской епархии. Кострома, 1895. Материалы для истории церквей Владимирской губернии. М., 1911. Вып. 6-й. Отделение 3-е.] Приведу выдержки из книги Холмогоровых по селу Козино Звенигордской десятине Московской губернии [Холмогоровы В.И. и Г.И. Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии. Вып. 2. Звенигородская десятина. М., 1888.]:

«…В 1662 г. Козино досталось Петру Михайловичу Салтыкову. При нем в 1678 г. в селе насчитывалось 48 дворов с 197 крестьянами.
После смерти Петра Михайловича в июле 1690 г. Козино досталось его сыновьям Алексею и Петру, с их племянниками Василием и Алексеем Федоровичами Салтыковыми. В 1705 г. село значилось во владении Алексея Петровича Салтыкова и нем находились церковь, двор вотчинника, скотный и конюшенный дворы, двор приказчика и 44 крестьянских двора…»

Некоторые статьи содержали сведения по истории относящихся к приходу деревень.

Изучение родственных связей владельцев имений

Ревизские сказки, четырежды составляемые на протяжении XIX в., группировались по начальным буквам фамилий владельцев имений. Так, например, данные X ревизии 1858 г. по Коломенскому уезду Московской губернии, хранящиеся в ЦИАМЕ насчитывают 3 дела толщиной 1000 страниц и более по помещичьим крестьянам: д. 725 (фамилии владельцев, начинающихся с букв «Р-Я»), д. 726 («К-И») и д. 728 («А-И») и 2 дела по государственным крестьянам: дд. 724 и 729. А ревизии 1850 г. 6 дел по помещичьим крестьянам: д. 455 («Л-О»), д. 456 («А-Г»), д. 457 («П-Ц»), д. 458 (вновь «А-Г»), д. 459 (Д-К») и д. 460 (Ч-Я»). В ГАРО же томов, посвященных помещичьим крестьянам IX ревизии (1850 г.) целых 7: ф. 129 оп. 46 д. 133 («В-Д»), 141 («А-В»), 142 («В»), 144 («Е-К»), 145 (К-М»), 146 («С-Ф»), 147 («Ф-Я»)!
В этой обстановке поиск может занять значительный промежуток времени на тщательный просмотр каждого дела.
Изучение генеалогии владельцев имений также помогает сократить время поиска. Рассмотрим это на примере сельца Ратчино Коломенского уезда Московской губернии.
Так, в 1858 г. его владельцем числился действительный статский советник и камергер князь Леонид Михайлович Голицын (1806-1860) (3-я ветвь князей Голицыных). В заголовке, посвященном ревизии его имений в 1858 г. нет никаких ссылок на то, что это имение он приобрел в недалеком прошлом у кого-то. Т.о., предположим, что вотчина была наследственной. Поэтому становится известно, какой том архивного дела можно брать для изучения материалов предыдущей, IX ревизии (1850) – на букву «Г».

До князя Леонида Михайловича вотчина могла находиться в собственности либо старшего брата Л.М.Голицына действительного статского советника и кавалера князя Александра Михайловича, по прозвищу «Серебряный» (1798-1858) [бывшего в 40-х гг. XIX в. Почт-директором в Царстве Польском], либо отца – Тайного Советника князя Михаила Николаевича (1756-1827) [бывшего в 1802-1816 гг. Ярославским губернатором]. Но, поскольку М.Н.Голицын умер в 1827 г. (т.е. за 7 лет до составления VIII ревизии), то, естественно, предположить, что владельцем Ратчино в 1834 г. был 36-летний князь Александр Михайлович Голицын. Поэтому для изучения материалов VIII ревизии также надо искать тома, в которых содержатся ревизские сведения о крестьянах, чьи помещики начинаются на букву «Г».

Далее необходимо определить необходимый том, посвященный материалам более ранней ревизии, VII-й (1816 г.)

И Александр Михайлович, и, тем более его младший брат Леонид, к тому моменту были еще слишком молоды – 12 и 10 лет. Возможно, что сельцо Ратчино и в тот период принадлежало Голицыным. Однако, в необходимом нам архивном томе на букву «Г» не удалось обнаружить материалов по Ратчино. Не было там и владений князя М.Н.Голицына. Рассмотрим возможность появления имения в роду Голицыных по «брачному пути». Женой князя Михаила Николаевича была Наталья Ивановна из рода Толстых (1771-1841). Возможно, что Ратчино было передано Н.И.Толстой в качестве приданого. Однако, к этой линии Толстых принадлежала еще одна замечательная личность русской истории. У Натальи Ивановны был родной брат Андрей, который еще в 1796 г. по указу Императрицы Екатерины II получил к своей наследственной фамилии прибавку «Остерман». А.И.Остерман-Толстой был генерал-лейтенантом и скончался, не оставив потомства. Вполне возможно, что его родовые вотчины и были переданы потомству ЕГО РОДНОЙ СЕСТРЫ. Т.о., для ревизии 1816 г. (а возможно и 1811 г.) нам необходимы тома на букву «О».

Некоторые составители сказок на титульных листах специально отмечали, что «владелец имения такой-то приобрел его в таком-то году у такого-то лица». Это облегчает поиск необходимого тома архивного дела в предыдущей ревизии. Однако, переписчики делали это не всегда. [В материалах ревизских сказок по Рязанской губернии  фамилии предыдущих владельцев указывались обязательно в 1834-1858 гг. (ГАРО). В сказках же по Московской губернии таких дополнительных ссылок я не встречал (ЦИАМ)]
С материалами более ранних ревизий, проводимых в XVIII в., работать гораздо сложнее. Никакой системы в их составлении не было, поэтому в любом случае для просмотра данных I-V ревизий придется тщательно пролистывать каждый том архивного дела. Редко, когда в начале дела приводится оглавление дела: перечень упоминаемых в деле селений. [Отказная книга стольника И.В.Бутурлина своей сестре Анне (1706) – РГАДА, ф. 1209, оп. 2, ед. хр. 13437, лл. 593-593 об.]

Так, в РГАДА находится 6 томов архивных дел по Переяславль-Рязанскому уезду по III ревизии  (1762-63 гг.) (ф. 350 оп. 2 ч.2):
Д.2614 «Переписная книга помещичьих и экономических крестьян Старорязанского стана Нагорной стороны» (1762)
Д.2615 «Переписная книга помещичьих, дворцовых и монастырских крестьян Старорязанского стана Мещерской стороны» (1762)
Д.2616 «Переписная книга помещичьих и экономических крестьян Поницкого и Окологороднего станов» (1762)
Д.2617 «Сказки о помещичьих крестьян Старорязанского стана Нагорной стороны» (1762-63)
Д.2618 «Сказки о помещичьих крестьян Старорязанского стана Нагорной стороны» (1762-64)
Д.2619 «Сказки о помещичьих крестьян Старорязанского стана Мещерской стороны» (1763)
 

Rambler's Top100 TopList