На первую страницу
Отзывы на статью
Извекова Игоря Николаевича
К вопросу возрождения сословностей в современной России.

ОТЗЫВ (18 апреля):

 В России испокон веков
 Делили всех на "каторжан" и на "ментов"
 И все ж, хоть редко, каторжанин был свободен,
 Мент в кабале до гроба и венков…

 О.Шир

Да простят меня оппоненты, за "неакадемический" язык, без терминов, которые надо объяснять сносками. Будем считать, что это "глас народа", который в массе своей младенец, но языком, которого гласит… Не буду опираться на авторитетные имена, скажу о том, что в детстве, у бабушки с дедушкой, занимался сельским хозяйством (огород, скотина, покосы, посевные и уборочные), затем был рабочим, офицером, руководителем производства, зеком, предпринимателем, сейчас, по советским меркам, тунеядец (если исключить из экономической схемы "товар – деньги - товар" деньги, которые можно не получать, работая на близких людей, все становится понятно). Возникает вопрос - что это за общество, в котором человек в течение жизни прошёл почти все перечисленные вами сословия, исключая духовенство, хотя, сейчас, окруженный внуками, я и эти функции выполняю, наверно.
Давно, когда мне было лет шестнадцать, я задал себе этот вопрос, и сразу же ответил на него: мы все умные в юности J. И на протяжении жизни все больше и больше соглашался с собой молодым.
Возможно, ваши предложения по возрождению сословий и совпадают с моей философской концепцией, с которой я хочу вас познакомить. Правда, писал я ее в виде небольших лирических эссэ, рифм, статей на протяжении тридцати лет. Не обессудьте…

УРОК
(эссе)

 Веселое весеннее солнце сквозь пыльные стекла окон заливает класс, сверкая в зрачках, забираясь в волосы, которые переливаются то золотом, то медью. Отражаясь в лужах, мечется бликами по стенам, наполняя юные души предчувствием счастья. Кажется, никто не вникает в слова учительницы, которая утомленно ведет урок:
 "Таким образом, ребята, мы видим, что в капиталистическом обществе закон единства и борьбы противоположностей проявляет себя в несоответствии между производительными силами и производственными отношениями, накопление этих противоречий и, как следствие, скачкообразный революционный переход к следующей общественной формации соответствует диалектическому закону перехода количества в качество, в то же время более прогрессивная общественная формация отрицает предшествующую, беря при этом от нее весь положительный опыт, что соответствует закону отрицания отрицания, ко-
торый и заканчивает триаду диалектических законов".
 Пожилая учительница замолкает, обводит класс взглядом. Что-то ей не нравится в выражении лица сидящего на задней парте кудлатого парня, тем более, что по истории, которую она преподает в этом же классе, он не блистает. Поджав губы и обращаясь уже только к нему, она продолжает:
 "Как видите, человеческое общество развивается по прямой восходящей линии. Сейчас, дети, мы живем в бесклассовом обществе, в первой его стадии, за которой в науке укоренилось название - социализм. Вторая стадия этого обществ называется коммунизм. Скорейшее приближение этой стадии, о которой веками мечтало человечество, ляжет на ваши плечи."
 Кудлатый парень ерзает на своем месте.
 "Сейчас что-то спросит. Но что?" - думает учительница. Опустив глаза, она перебирает бумаги на своем столе, поймав себя на том, что с нетерпением ждет звонка.
 "Мариванна, можно вопрос?"
 Мария Ивановна поднимет глаза, внимательно смотрит в сторону нетерпеливо трясущего рукой парня, внутренне собирается, по опыту зная непредсказуемость мышления этих старшеклассников, кивет головой.
 "Мариванна, Вы объяснили закон отрицания отрицания на примере жизни растений, затем приводили утверждение Энгельса об аналогичности диалектического развития природы и развития человеческого общества. Но, по логике вещей, развитие живой природы - это не восходящая линия, а спираль, раскручивающаяся вверх по вектору времени. Если исходить из адекватности развития, то можно построить приблизительно такую таблицу,- указательный палец парня начал чертить в пространстве невидимые линии. -
 Бесклассовое общество(первобытно-общинный строй)....Зерно
 Рабовладельческий строй..........................………………….Росток
 Феодальный строй.................................…………………….Цветок
 Капиталистический строй............................………………..Плод
 Бесклассовое общество(социализм, коммунизм)........…….Зерно
Все то же, но на более высшем уровне. Вы согласны?"
 "Допустим..." - осторожно отвечает Мария Ивановна, интуитивно чувствуя подвох.
 "А что же после коммунизма, и не дожидаясь ответа. - По логике - рабовладельческий строй!"
 "Нет, дорогой! Коммунизм - это не застывшая формация. Он будет развиваться, переходя от стадии к стадии в силу возникающих противоречий, но не носящих антагонистический характер." - учительница с превосходством смотрит на потупившего взор ученика, не замечая бегающих зрачков под полуопущенными веками, отражающих интенсивную работу мысли.
 "Но, Мариванна, первобытно-общинный строй тоже имел различные стадии: стадо, род, племя, община. И тем не менее он изжил себя."
 Чистые, невинные глаза, смущенно улыбающиеся пухлые губы в рыжеватом пуху пробивающихся усиков... Но надо же что-то ответить!!!
 "Ты, Кравцов, оказывается, неплохо знаешь историю. Не понятно только, почему на моих уроках выше тройки не получаешь".
 Звенит спасительный звонок. Мария Ивановна быстро собирает со стола свои вещи и торопливо выходит из класса.
 "Так что же после коммунизма?" – спрашивает Кравцов у своего соседа, успевающего лихорадочно списывать задачу из домашнего задания. Тот отрывает шальные глаза от тетрадки и отрывисто бросает: "Грят, люминий, значит люминий, если умный - иди грузить чугун".
 Следующий урок Кравцов, не слушая преподавателя все что-то пишет. Иногда задумывается, оттопырив нижнюю губу, зачеркивает часть написанного и продолжает строчить. За несколько минут до звонка он пододвигает исписанный лист своему соседу, который пребывая в отличном расположении духа, поскольку удачно спихнул домашнее задание, с удовольствием углубляется в чтение. На листе было нечто рифмованное:
 

 Спираль - вот суть всего живого,
 И галактических миров,
 И микромировых основ,
 И ввысь движенья временного.

 Через какие-то года,
 Все возвращается к былому.
 И та же жизнь, не по-другому,
 Лишь качеством изменена.

 Без классов обществу разгон,
 Но и оно уйдет когда-то.
 И снова два разумных брата,
 Да раб один, другой - бурбон.

 "Ну ты даешь! Оказывается, стихи писать умеешь. Слушай, напиши что-нибудь любовное, вроде послания к девушке, которая тебе нравится", - сосед умоляюще смотрит на Кравцова.
 "Кому это ты хочешь послать?"
 "Да, понимаешь, договорился сегодня в кино сходить с нашей новенькой, с Любкой, ну и неплохо бы стихи ей подарить."
 Кровь приливает к вискам, сердце сжимают какие-то бесжалостные клещи. "Любка с этим хлыщем! А как же я?" - Кравцов тут же забывает все глобальные предсказания судьбы человечества. Жизнь рушится! Его жизнь! Не где-то там, в будущем, сегодня,
сейчас, в этом вроде бы счастливом отрезке бытия его народа...
 

1966 г


Затем была интересная жизнь на производстве, в армии. Работа была связанна с электроникой…

 ВТОРОЙ ВИТОК
 Dura leх,sed lex...
 

 Стоим почти у завершенья
 Мы эволюции витка.
 Назад глядим без сожаленья:
 Не вызывают умиленья
 Во тьму ушедшие века.
 Там пот и кровь и униженье,
 Все плохо там, в глуби времен,
 И взгляд наш ясно устремлен
 К заветной цели, где все мы
 Будем счастливы и дружны...
 Но объективное познанье
 Начал истории людской
 Твердит, что был уже тот строй,
 Где были общи интересы,
 А люди были все равны,
 Но полыхнул пожар войны...
 Пошли рабы и феодалы, рабочий
 капиталист.
 Народы фиговый свой лист

 Давно сменили фраком, джинсой,
 Успев придумать для себя
 Голгофу страшного огня.
 Но в Диалектики законы
 Все ж верю я - мы все пройдем!
 Спираль развитья не замкнется
 На высшем уровне своем.
 Другое душу мне тревожит,
 Что будет там, за той чертой,
 Когда она свой путь прямой
 Пройдет, и нового изгиба
 Дуга наметится опять...
 Если логично рассуждать
 Там рабство видится. Как знать,
 Кто будет раб, а кто патриций,
 Но будет так: закон жесток.
 И чей тогда наступит срок
 Страдать от горького сравненья,
 Бороться, в муках умирать?
 Как жаль, что это не узнать...
 А может вот он их предтеча,
 Мой калькулятор на столе?
 Пока сознание из вне
 В него не вложено, но есть
 Его собратья коим честь
 Такая вскоре улыбнется.
 Как жаль, что это обернется
 Для них понятьем глубины
 Той пропасти между природным
 И еще слабым, рукотворным
 Сознаньем, ждущим новизны.
 И будут люди-феодалы, работодатели потом,
 Но будет и вселенский гром,
 Когда второй виток спирали
 Наметит путь свой завершить,
 Тогда научатся вершить
 Дел великие бок о бок
 Манипулятор и рука.
 Два разума наверняка
 Решат все узловые споры,
 И кончатся идей раздоры.
 Век золотой наступит вновь.
 А дальше?... Снова чья-то кровь...

 1973 г.

Ну а потом, нахлебавшись "…слез и сырца…" , как говаривал Вова Высоцкий, писал уже по-другому.

ПИСЬМО
(эссе)

 "Так как же все-таки поступить?"- спросил он себя в сотый по счету раз. Перебрал густо исписанные листы, лежащие перед ним на столе. Достал конверт, повертел его в руках, бросил на стол. Сквозь задернутую занавеску пробивались первые лучи солнц. Пришло утро, которое, по поверью, мудреней вечера, он все не мог решить: посылать письмо в редакцию или оставить эту никчемную, может и опасную затею.
 В свои тридцать шесть он считал себя пожилым, мудрым человеком. На то были веские причины: жизнь то ласкала, то била его, принося то азарт боя, то муки разочарования. Все эти годы он пытался объяснить себе суть бытия, чтоб понять, что происходит с ним, с окружающими его людьми, со страной, в которой он живет, с Миром вообще.
 И вот теперь, когда пришло озарение, когда все встало на свои места, когда он мог объяснить любой факт, любой парадокс современного человеческого бытия, другая томительная страсть завладела его сознанием: он захотел поделиться этим с людьми.
 Он не открыл ничего нового: ни законов диалектики, по которым развивается природа и человеческое общество, ни какую-то новую историческую эпоху. Все до него было открыто и изучено. Новым был взгляд. Взгляд с высоты времени, расширяющий обозримый горизонт, позволяющий увидеть больше частностей, что б на их основании сделать заключение об общем.
 До него диалектический зкон "отрицание отрицания" рассматривали в пределах двух социальных формаций, закон "борьба и единство противоположностей" никогда не проецировали на понятия "ДОБРО" и "ЗЛО".
 Он взглянул гораздо шире, охватив период истории от бесклассового первобытного общества до настоящего бесклассового, в первой стадии которого он жил, нарисовав двойную восходящую спираль по вектору времени, похожую на молекулу ДНК, одна ветвь которой был "ЗЛО", другая - "ДОБРО". Приняв это за аксиому, он нашел массу основных черт первых стадий первобытнообщинного строя в своем обществе. Закон работал! Стали понятны исторические события, происходящие как внутри страны, так и вне ее. Стали понятны поступки людей, и сами люди потеряли загадочность.
 Но что делать с теми концепциями, в духе которых воспитывали его с самого детства? Как понимать эти мифы о всплеске сознательности, об исчезновении зла, о светлом гуманистическом будущем? Что делать с новой религией, с новым богом - человеком, зная доподлинно, что Добро и Зло никогда не исчезнут из его бытия, поскольку не могут существовать друг без друга? Да и спиралевидный закон развития обуславливает после бесклассовой формации рабовладельческую. Не возможно вечное торжество коммунизма, так как ничего вечного нет.
 Все противостоит официальной морали, морали братства. Рассказать, доказать научно всю глубину заблуждения - вот первый порыв, пронизавший всю его существо. Он написал несколько писем, адресуя их в редакции газет, объясняя при помощи своей философии те проблемы, которые поднимались на страницах этих изданий. Но не отсылал: что-то удерживало. Вот и сейчас, сидя у окна и глядя на красный диск солнца, выплывающий из-за туманного горизонта, он думал: " Нужно ли это людям? Поймут ли?" А солнце поднималось все выше и выше, превращаясь в белый раскаленный шар". Ты считаешь себя старым и мудрым. Ты много помнишь, много знаешь... Но тогда ты должен помнить старика Галлилео. Он тоже когда-то прозрел и с радостью понес истину людям. Что из этого вышло? То-то! Инквизиция - неотъемлемая часть любого времени, любого общества. Людям, в принципе, наплевать, солнце ли крутится вокруг земли или наоборот, и лишь инквизиция знает, в чем принципиальная разница. Так будь же мудрым до конца."
 Он медленно стал рвать исписанные листы. Обрывки образовали в пепельнице небольшой сугроб. Огонь от зажженной спички пробежал по краю и охватил бумагу ,бледными языками, постепенно превращая ее в черный пепел.

1986 г.

С Сергеем Кореховым я познакомился на одной из пересылок уральских тюрем. Тогда он шел четвертую ходку по пресловутой семидесятой статье. Маленький, сухонький парнишка, с неимоверной тоской в глазах. Пастух в казахстанских степях, шесть классов образования, первый раз севший за воровство из поселкового ларька, и уже отбывая срок, познакомившийся с так называемыми диссидентами. Идею своей политической платформы он так и не мог четко сформулировать, но очень гордился знакомством с академиком Сахаровым и с тем, что о нем упоминается в разоблачительных книгах академика Яковлева. Одним словом он был нужен как тем, так и другим. Отдав более семнадцати лет жизни зонам, без профессии, без средств к существованию он был выброшен в наш жестокий мир. Его статья, на которую отвечает автор, крик отчаяния: " За что боролись?…."
 

 ДО ОСНОВАНЬЯ? А ЧТО ЗАТЕМ?...

 И.Широглазов.

 Статью господин Корехова "Весь мир насилья бы разрушить... "(ТР от 09.07.97) хочется рассмотреть с конца, с резюме. Во-первых, что автор подразумевает под понятием цивилизованное общество? Если это общество с более высокой техногенной структурой, то вопрос об отмене Трудовой книжки звучит, по меньшей мере наивно, т.к. более высокий технический уровень обуславливает всеобщую компьютеризацию, если учесть желание власть предержащих всех времен и народов знать все "боли и чаяния" народа, то первый крик при рождении вплоть до номер могилы уважаемого господин Корехова и вся его трудная и неоднозначная жизнь были бы отражены в одном из миллионов файлов. И это уже пострашнее Трудовой книжки, которую при желании нетрудно подчистить или купить.
К тому же Трудовая книжка, увы, не изобретение 30-х годов, как утверждается в статье. На протяжении всей истории человечества общество, будь то племя или трудовой коллектив, хотело знать, кто вливается в его ряды, с кем придется решать жизненные проблемы. Оценивали по запаху, по внешнему виду, свою роль сыграли устные или письменные рекомендации. Так что Трудовая книжка - это всего лишь предтеча файлов, о которых было сказано выше.
 Во-вторых, о каких нравственных категориях упоминает автор? Если о тех, что сформулированы в десяти заповедях Христа, то их всегда почитали, но никогда не выполняли. И даже " Моральный Кодекс строителя коммунизм", списанный почти дословно с пресловутых заповедей, всегда оставался предметом мебели в пыльной раме на стене Красного уголка. И создавали себе кумиров, и воровали, и убивали, и даже (прости меня, Господи!) спали с чужими женами. К чему призывает уважаемый господин Корехов? К тому, чтоб наше общество "вот сейчас взяло, все бросило, и..." и начало мыслить нравственными категориями. Это уже попахивает коммунистическими утопиями о светлом и счастливом будущем, в приверженности к которым автор обвиняет общественность.
 Действительно, проблем много, и их не решить и за тысячу лет, но можно попытаться понять закономерности, которые провоцируют возникновение тех или иных трудностей. Если знаешь, где упадешь, то соломку подстелить нетрудно.
 Вопрос "Откуда мы пришли? Куда свой путь вершим?...", заданный восточным философом Омаром Хайямом, несколько столетий назад различными идеологиями трактовался по-разному, но никто не обратился в этой связи к более древнему источнику - Книге Проповедника из Ветхого Завета, в которой Екклесиаст сформулировал общие принципы развития человеческого общества, сказав: "Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем..."
 А было Бесклассовое общество, которое в свою очередь подразделялось на четыре стадии: стадо, род, племя, община. За этой первой общественной формацией шли рабовладение, феодализм, капитализм и опять бесклассовое общество. Таким образом, диалектическая спираль развития вернулась к тому же, но на более высоком уровне.
 Глубоко заблуждается тот, кто утверждает, что мы строим капитализм. Россия эту формацию проскочил в период с 1861 по 1917 год. Возможно, и счастье и наша беда в том, что мы "...впереди Планеты всей." .Ну прямо как с балетом. Неужели не заметны все признаки стадии "стадо" в том обществе, которое кануло в вечность не так давно. Тот же вождь в окружении шаманов и военоначльников, та же единая идея, указывающая путь, по которому должны двигаться все без исключения. Отстал - погиб, ринулся в сторону - дубиной по голове, поохотился с другим стадом - назад пути нет: запах не тот.
 Так какое же общество мы пытаемся построить? По логике вещей, чтобы перейти к следующей общественной формации, необходимо прожить все стадии настоящей. Гитлер со своей идеей Третьего Рейха пытался перескочить из капитализм сразу в рабовладение, но
уровень был старый - порабощение человек человеком. Не сработало. А вот порабощение человеком искусственного разума наверняка сработает. Но до этого еще надо дожить.
 Мы кричим: " Мафия! Мафия! Наркотики! Наркотики!" И делаем при этом страшные глаза. С наркотиками все ясно - это всего лишь оружие, при помощи которого мусульманский мир хочет победить христианский, как в свое время христианский поставил на колени язычество при помощи "огненной воды". В Америке - индейcкие племена, в России - народы Север и Сибири. Своеобразная неосознанная война на генном уровне, но это уже тема другой дискуссии... Что же касается организации кланов (родов) в преступном мире, то это объективная необходимость идти на полшага впереди развития основного обществ: иначе погибнешь.
 Заграничные наблюдатели с удивлением констатируют тот факт, что уже более семи лет в России идет бурление и передел собственности. Штатам для этого понадобилось три год "Сухого закона". Объясняется сей факт очень просто: в США организованные преступные группы просто воспользовались глупым законодательным актом и, набив себе карман, продолжали жить по законам капиталистического общества. У нас же идет формирование родов. Как мыльные пузыри возникают и лопаются различные ООО, ТОО, АОЗ и.т.д. Крупные предприятия лихорадит под натиском центробежных сил. Сколько потребуется времени, чтоб все утряслось, сколько еще прольется крови? Когда человек с гордостью сможет сказать, что он из рода НТМК, другой не с меньшей гордостью скажет, что он из род ВМЗ, и третий, скромно слушающий их, скажет: " Я хоть из маленького рода стоматологической поликлиники №1, но вам, гадам, без нас не прожить." Когда это будет? Никто не знает, ибо сказал Екклесиаст в сердце своем: "Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после."
 Что же делать в данной обстановке той части населения, о которой ратует господин Корехов в своей статье? По всей видимости, искать тот "род", который примет его , прилагая при этом весь свой талант и обаяние, помня слова столь полюбившегося гимна -
"...никто не даст нам избавленья, ни Бог, ни царь, и ни герой..." И если это получится не обольщаться потому, что в каждом "роду" наряду с общими законами будут иметь место собственные, неписанные законы и, возможно, пострашней сталинских. Пока "роды " не
обзаведутся своими тюрьмами наказание будет смерть или изгнание, что в определенные моменты пострашней смерти. Смириться с низкооплачиваемой работой или вообще с работой за харчи, успокаивая себя мыслью, высказанной известным каторжанским писателем Варламом Шаламовым: "Губит не маленькая пайка - губит большая..." Примеров этому в нашей настоящей жизни предостаточно.

 Н.Тагил 1997 г
( Статья была опубликована в газете "Тагильский Рабочий" 6 августа 1997 г.)


 

Игорь Широглазов - старый человек.
Если вы тоже хотите высказать свое мнение по поводу статьи И.Н.Извекова или любого из отзывов, присылайте его по почте, оно будет размещено на этой же странице в тот же или на следующий день..

 Ведущая сайта «Всероссийское генеалогическое древо»
 Людмила
 24.01.2001

Rambler's Top100 TopList