На первую страницу

Кладбище Тестаччо в Риме

Cimitero acattolico per gli stranieri al Testaccio

Тестаччо. Некатолическое кладбище для иностранцев в Риме. Алфавитный список русских захоронений/Сост. В. Гасперович, М. Ю. Катин-Ярцев, М. Г. Талалай, А. А. Шумков. Серия «Российский некрополь». Выпуск 6. СПб: ВИРД, 1999. 160 с., схемы.
Книгу еще можно купить. Спешите!

Римское кладбище Тестаччо по праву считается одним из самых красивых и значительных в мире. Художественные надгробия, античная стена, пирамида Цестия, напоминающая о заупокойном культе древних египтян, благородные кипарисы и пинии, великолепные цветы – все это образует ансамбль необычайной выразительности, меланхолическое очарование которого усилено тишиной и покоем, столь несвойственными всегда бурлящему Риму.
Здесь, в этом монументальном великолепии, нашли свое последнее пристанище люди из самых разных стран, объединенные любовью к берегам Тибра и судьбой, назначившей провести им свои последние годы под итальянским небом. Это – англичане, шотландцы, немцы, шведы, швейцарцы, американцы, представители других «некатолических» наций, в общей сложности более четырех тысяч человек.
Среди них – немногим менее тысячи выходцев из России. Это художники К. Брюллов, П. Орлов, М. Марков, П. и А. Сведомские, И. Давыдов, поэт Вяч. Иванов, литераторы Д. Благово (архимандрит Пимен) и М. Первухин, певец и гарибальдиец Ф. Комиссаржевский, артисты А. Санин, П. Шаров, Ия Русская, ректор Санкт-Петербургского университета академик Э. Х. Ленц, генералы И. П. Астахов, П. П. Богаевский, Н. П. Горлов, К. К. Мердер, В. И. Ромейко-Гурко и князь Ф. Ф. Юсупов, видный юрист и министр юстиции Н. В. Муравьев, сенатор и член Государственного Совета П. Ф. Иорданов, предводители столичного дворянства А. Д. Зиновьев и С. М. Сомов, основатель русского протестантизма В. А. Пашков, члены Российского Императорского Дома и их потомки, представители русских аристократических фамилий: князья Барятинские, Волконские, Гагарины, Голицыны, Горчаковы, Трубецкие, Шаховские, Щербатовы, графы Канкрины, Мусины-Пушкины, Соллогубы, Строгановы, Ферзены, Шереметевы, бароны Врангели, Ганы, Таубе и Тизенгаузены; представители старинных дворянских родов: Бибиковы, Володимеровы, Голенищевы-Кутузовы, Нарышкины, военные, дипломаты, крупные чиновники, путешественники. В этом же ряду стоит упомянуть и немалое число российских подданных из Остзейского края, Царства Польского, Великого княжества Финляндского, с Кавказа и Закавказья. Здесь же лежат многие менее известные, забытые или вовсе никому не известные россияне: скромные паломники и безвестные путешественники, священнослужители русской православной церкви святителя Николая Мирликийского Чудотворца в Риме, дворовые люди, слуги, гувернантки и, конечно, эмигранты. Их на Тестаччо, как на любом «русском» кладбище за рубежом, большинство. Авторы своей работой хотели бы напомнить имена всех соотечественников (а представилось возможным выявить 789 имен), нашедших свой покой на Тестаччо
Интерес русских исследователей к кладбищу Тестаччо проявился в начале нашего века. В картотеке Б. Л. Модзалевского, хранящейся в Рукописном отделе Института русской литературы Российской Академии Наук (Пушкинский Дом), есть десяток карточек с именами похороненных на Тестаччо и пометкой «Сообщил Н. Д. Романов, 1907 г.» . В это же время секретарь Российского посольства в Риме барон Маврикий Фабианович (Мориц Густав) фон Шиллинг (1872–1934) подготовил свой «Список русских, похороненных в Риме на кладбище Тестаччо»  на итальянском языке. В «Списке» насчитывается более ста пятидесяти имен, три из которых мы знаем только по этому документу. В ряде случаев информация из «Списка» сняла некоторые неразрешимые сейчас вопросы. Из пометок, сопровождающих «Список», видно, что он готовился к публикации, которая не состоялась. Впервые перечень российских могил (только немецко-балтийских) был опубликован в 1956 году в журнале Baltische Hefte (Eine baltische Nekropolis im Schatten der Cestius-Pyramide: Baltische Namen auf dem Protestantischen Fridhof in Rom//Heft 1, Oktober, 1956, S. 56–63). Описание этих могил летом 1955 года произвел Й. фон Коскюль.
В полном объеме описание российской части некрополя началось недавно. В течение последних десяти лет преподаватель Римского университета Ванда Гасперович знакомилась (и знакомила других) с русскими могилами «у пирамиды», собирала биографические сведения о похороненных на кладбище людях. В августе 1996 года совместно с Андреем Шумковым они предприняли полное натурное обследование русской части некрополя и обработку кладбищенской регистрационной книги. Далее алфавитный список был значительно уточнен и пополнен историком Михаилом Талалаем по материалам собственной картотеки, составленной на основе метрических книг русской православной церкви в Риме; он же является автором настоящего предисловия. Последний этап работы – сбор дополнительной биографической и генеалогической информации – был общей задачей авторов, к которым присоединился Михаил Катин-Ярцев, взявший на себя немецко-балтийскую часть кладбища и работу в московских архивах.

Условные обозначения и пояснения

Вся информация с надгробных памятников приводится в переработанном виде: фамилия (на русском и родном языках) , имя, отчество, место и дата рождения – место и дата смерти (или дата смерти с указанием количества лет от роду), должность, звание, чин (вся информация с памятника приведена прямым шрифтом). Дополнительная информация, полученная из кладбищенской регистрационной книги, документов архива кладбища или метрической книги русской православной церкви в Риме приведена курсивом. Дополнительная информация из других источников (также данной курсивом) снабжена ссылками на источники. В случаях отсутствия могилы на кладбище или ее утраты вся информация дается курсивом.

Перед частью фамилий помещены знаки:

*  – прах перенесен на другое кладбище (в большинстве случаев в Россию), но на кладбище было сохранено надгробие;
** – памятный знак (кенотаф) о погибших или умерших, но погребенных в других местах;
***  – временное хранение (или погребение) на кладбище с последующей отправкой для погребения в других местах.

Далее в квадратных скобках приводится место захоронения на кладбище с указанием зоны, квадрата для третьей зоны (римскими цифрами), ряда и места (арабскими цифрами). Традиционно ряды на кладбище считаются от входа к Аврелиевой стене (снизу вверх), а места в каждой зоне – от пирамиды.

III, II, 4, 3; – зона/zona prima, seconda и terza, квадрат/riquadro, ряд/fila, место/fossa. Место утерянной могилы указывается в круглых скобках.
V – zona Vecchia/Старая зона.
TCR – tomba della chiesa russa/общая могила русской церкви или tomba comune russa/общая могила русской общины. На кладбище три общих русских могилы 1TCR, 2TCR и 3TCR.
II/ * – номер одной из шести общих могил (ossario) во второй зоне у Аврелиевой стены.

При необходимости приводятся сведения о перемещении праха, а далее в этих же скобках приводится номер папки с документами в архиве кладбища и указание на наличие записи об отпевании в русской православной церкви святителя Николая Чудотворца в Риме – МК.

После революции в эмиграции некоторые подданные бывшей Российской Империи позволили себе (или получили позволение лиц, не имевших на то законных полномочий) пользоваться титулами и фамилиями им не принадлежащими. Эти не принадлежащие похороненным на кладбище лицам предикаты, титулы и фамилии взяты в кавычки и по возможности прокомментированы.

Алфавитный список русских захоронений на кладбище Тестаччо

Выдержки

Романовы (Российский Императорский Дом)

Rambler's Top100 TopList