На первую страницу

Методика. Источники. Междисциплинарные связи



Методика. Источники. Междисциплинарные связи

П. Свищёв

Проблемы интерпретации генеалогических источников

Генеалогия – наука*, устанавливающая происхождение индивидов и отношения родства между ними, а также историческую роль отдельных родов в различных сферах социальной жизни1. Речь, таким образом, идёт об изучении специфической социальной системы, элементами которой являются индивид, семья, род, клан и т. п., связанные внутри и между собой особым типом социальных связей – родственными, вписанными в более широкую социальную систему – общество, с его огромным многообразием субъектов и типов связей. Генеалогия, следовательно, опирается в первую очередь на данные исторической биографики и социальной истории, но собственно её предмет – родственные связи, для изучения которых выработаны специфические методы и определён свой круг источников.
Особенность источниковой базы генеалогии – её исключительная широта, что объясняется двоякой сущностью генеалогии: с одной стороны, она является полноценной наукой (причём одной из древнейших и находящейся на границе большого количества исторических и неисторических дисциплин), с другой – фактом общественного и индивидуального сознания. Следовательно, все источники, которые привлекает исследователь-генеалог для решения своих задач, можно разделить на две группы: 1) собственно генеалогические источники (письменные и устные родословные), т. е. те, что специально предназначены для фиксации и хранения родословной информации и 2) источники для генеалогии – т. е. практически неограниченный круг исторических источников, которые что-либо могут сообщить о личности и её родственных связях. Это тем более делает острой проблему интерпретации той специфической информации, которая содержится в генеалогических источниках.
Традиционно в понятие «интерпретация» включаются два основных момента – «понимание» и «объяснение». Понимание есть постижение значения знаков, передаваемое одним сознанием другому через внешнее выражение, а объяснение – разъяснение смысла информации. Это два последовательных этапа и одновременно – два параллельных процесса в рамках процедуры интерпретации, понимаемой как постижение смысла произведения, зафиксированного в знаковой форме2. Разумеется, интерпретация является только одним из звеньев в цепи источниковедческих процедур, однако звеном важнейшим. Генеалогическая информация сама по себе весьма специфична, поскольку исследуется система родственных связей, т. е. взаимодействие, которое в силу объективных причин (изменчивость, преходящий характер, неадекватность отражения в источниках, трудность интерпретации и т. д.) исследовать труднее, чем объект3. Специфика генеалогической информации ставит перед исследователем ряд методологических проблем.
Во-первых, может ли генеалогическая информация быть интерпретирована как историческая; может ли вообще генеалогический источник служить целям исторического исследования, особенно по отношению к изучению далёкого прошлого?
Сомнений в позитивном ответе на этот вопрос не было вплоть до первой половины XIX – начала XX в. Пересмотру сложившихся взглядов способствовало накопление огромного фактического материала, прежде всего в сфере археологии, антропологии, литературоведения и других наук, что заставило западных ученых-библеистов задуматься над данной проблемой. В отечественной историографии подобных споров не существовало, т. к. не было ни библеистики, ни развитой генеалогической науки. На Западе же до сих пор не утихают дискуссии, в ходе которых одни доказывают «неисторичность» генеалогических источников (В. Ф. Олбрайт), другие признают в той или иной мере их «историчность» (Ю. Велльхаузен, М. Ноут)4. В аргументации той и другой сторон есть рациональные моменты. Действительно, создатели родословных в подавляющем большинстве не ставили целью зафиксировать историю «как она есть», запечатлеть объективные исторические реалии. Кроме того, руководствуясь особым «мифическим» типом мышления, люди прошлого составляли родословные совершенно с иными целями, нежели современные исследователи могут предполагать. Родословия обслуживали семейные, юридические, политические, культовые потребности общества5. Действительно, если мы внимательно проанализируем «Повесть временных лет», а точнее, тот её фрагмент, что посвящён генеалогии сыновей князя Владимира I, то увидим, что это не более чем калька с библейской генеалогии сыновей Иакова, родоначальника «двенадцати колен Израилевых» (Быт. 35:23)6. Наконец, родословные, первоначально появившись в устной форме, могли быть записаны значительно позже, утратив значительную часть первоначальной информации и «обогатившись» новой.
С другой стороны, отсутствие субъективной цели зафиксировать исторические реалии ещё не лишает источник статуса исторического. Реализуя собственные цели, автор попутно фиксирует и «фоновую» информацию, подчас более интересную, чем информация явная. Разработанная в современной науке теория мифа помогает проникнуть в сознание человека мифической культуры, учесть его особенности и на этой основе выявить целевую установку автора родословия и его (родословия) функциональную роль, что будет способствовать адекватной исторической интерпретации генеалогическою источника.
Представляется, что современный исследователь должен учесть обе точки зрения, взяв из них всё позитивное. Таким образом, генеалогический источник может служить целям исторического исследования, но только при учёте природы его происхождения, выяснения его функциональной роли в обществе и учёте специфики мышления людей прошлого.
Другой проблемой является выявление особенностей интерпретации устной и письменной генеалогических традиций, что выводит на проблему достоверности генеалогического источника.
Дело в том, что устная и письменная генеалогические традиции находятся в достаточно сложной взаимосвязи. С одной стороны, устная традиция, как правило, предшествует письменной, с другой – они сосуществуют, постоянно обмениваясь информацией; наконец, в этой взаимосвязи встречаются и исключения, когда из письменного источника информация генеалогического характера переходит в устные традиции и сохраняется в них. Примером этой сложной взаимосвязи может служить письменно зафиксированная родословная легенда, сложившаяся в роде князей Шуйских в XIV в. и просуществовавшая до начала XVII в. Она выводила этот род не от реального родоначальника – князя Андрея Ярославича, брата Александра Невского, а от сына последнего – князя Андрея Александровича, что делало Шуйских родовитее московских Рюриковичей и обосновывало их притязания на престол7.
Говоря о степени достоверности двух видов генеалогических источников: устных и письменных – необходимо отметить, что каждый из них обладает своими достоинствами и недостатками. Невозможно однозначно утверждать, что письменные источники надёжнее устных; они просто разные. Различия проявляются по многим параметрам: способ хранения, трансляции, репрезентации и т. д. Письменная фиксация обладает тем неоспоримым преимуществом, что, отделившись от автора, позволяет информации транслироваться во времени и пространстве в более или менее неизменном, аутентичном виде8, но в этом же её слабая сторона – раз вкравшаяся ошибка часто обречена на путешествие из одной копии в другую. Устная традиция – актуальна; она в аутентичном виде существует только «здесь и сейчас»; на пути её трансляции могут встретиться преграды, которые не знакомы письменному тексту (субъективные искажения, «социальная амнезия», смерть носителя информации и т. д.), но, с другой стороны, устная традиция распространяется сразу массовыми «тиражами», а также позволяет сохранить в коллективной памяти социально наиболее значимые моменты развития родственной общности. В этой связи представляется, что обе вышеупомянутые группы источников, говоря в общем, обладают одинаковой степенью достоверности. Разумеется, в каждом конкретном случае степень достоверности может быть различной. В этом смысле весьма симптоматична дискуссия в советской историографии по поводу достоверности «легенд» о заграничном происхождении подавляющего большинства русских дворянских родов, где спорящие стороны выдвигают прямо противоположные точки зрения: от отрицания достоверности этих легенд до полного признания её достоверности9.
Интересно отметить, что недостатки обеих групп источников, как правило, общие – фрагментарность и вариативность, а также многочисленные переписывания (пересказывания) и дальнейшие интерпретации, которые могут вести к исследовательским ошибкам10.
Таким образом, для адекватной интерпретации генеалогических источников необходимо учитывать их особенность и тесную взаимосвязь.
Слабо разработанной является проблема интерпретации генеалогических источников разных культурно-исторических общностей и хронологических периодов; недостаточно исследована связь генеалогии и социокультурного контекста.
Этот пробел в историко-компаративных исследованиях во многом объясняется несопоставимостью источников далёких друг от друга в пространственном и временном отношениях обществ. Пожалуй, легче рассуждать в целом об изменении роли родственных связей по мере перехода общества от традиционного к индустриальному. В первом семейные, генеалогические связи практически исчерпывали социальность, играя базовую, фундаментальную роль как в её конструировании, так и в определении социального статуса индивида. В индустриальном обществе, в связи со сциентификацией и атомизацией общественной жизни, анонимизацией и изоляцией индивида, потерей актуального контакта с себе подобными и ростом безразличия к человеку, роль родственных связей, особенно в сфере социализации, резко сокращается, что, впрочем, вызывает, помимо прочего, и рост интереса к своим родовым корням11. Несомненно, существует прямая зависимость между социокультурным контекстом, в котором создаются генеалогические источники, формой этих источников и их функцией в обществе. Это необходимо обязательно учитывать при интерпретации, т. к. вырванная из контекста и включённая в другой функциональный контекст генеалогическая информация может быть неправильно интерпретирована12. В этой связи представляется очень перспективным анализ сфер функционирования родословных.
Одной из важнейших проблем в генеалогии является проблема трудностей в интерпретации генеалогических источников (противоречия, фрагментарность, эволюция генеалогического текста, «генеалогическая метафора» и т. д.) и путей их преодоления.
Наиболее серьёзные трудности, с которыми сталкивается исследователь при интерпретации генеалогических источников, – это их противоречивость, что объясняется прежде всего их функционированием в разных социальных средах13. Она может выражаться в совершенно разнообразных формах.
1. Двусмысленности в тексте (в дате, месте, имени, терминах родства и т. д.). Например, вел. кн. московский Василий I Дмитриевич называл своего двоюродного дядю кн. Владимира Андреевича Серпуховского «братом», а последний своего кузена Дмитрия Донского – «собе отцом», что было связано с особенностями терминологии вассалитета14. Впрочем, и сейчас мы можем встретиться с двусмысленностью терминов родства: например, «дед» – это отец матери и отец отца.
2. Невнятность самого источника. В этой связи возможно появление «генеалогических фантомов». Например, неправильное прочтение летописной фразы «Свенельдь, ть же отець мьсти сын» как «... отець Мьстишинь» привело к появлению никогда не существовавшего Мстиши Свенельдича15.
3. Омонимия, т. е. объединение фактов, относящихся к разным лицам, и разъединение фактов, относящихся к одному лицу. Это может быть связано как с повторяемостью имён либо в одном роду, либо на определённой ограниченной территории, так и с тем, что одно и то же лицо может в разных источниках фигурировать под разными именами (например, крестильное и мирское имя, псевдоним и т. д.). Решить проблему можно только при привлечении максимума источников, в том числе негенеалогических16.
4. Отсутствующая или фрагментарно представленная информация вызывает потребность привлечения косвенных сведений и требует привлечения не столько описательных, сколько реконструктивных методов17. Однако адекватная реконструкция текста, с необходимостью предваряющая любую интерпретацию, невозможна без как можно более широкого текстуального контекста. Мы уже говорили о том, что один и тот же текст в разных произведениях несёт разную информацию. Таким образом, без текстологического анализа, направленного на изучение вариантов исследуемого генеалогического текста, его интерпретация невозможна18.
Не нужно забывать, что генеалогическому тексту, как никакому иному, свойственно постоянно эволюционировать, что связано прежде всего с изменением текстового субстрата. Действительно, на протяжении даже короткого промежутка времени состав родословной может серьёзно измениться в силу целого ряда причин: естественной смены поколений, миграции, перехода в другой род, изменением социального статуса индивидов и семей, утерей информации об отдельных членах и ветвях рода и т. д. Обычно персональный состав и родственные связи лучше всего сохраняются по отношению к индивидам и их родственным связям, синхронным моменту составления генеалогического источника (современникам) и глубоким предкам (родоначальникам), и чаще всего искажения генеалогической информации происходят в «среднем звене» родословных, что обязательно необходимо учитывать при их реконструкции19. Кроме эволюции генеалогического текста нужно иметь в виду, что параллельно эволюционирует также отражающая система, т. е. надо различать точку зрения автора, историографическую традицию и собственную интерпретацию исследователя20.
Наконец, серьёзная проблема интерпретации текста вообще, и генеалогического – в частности, может возникнуть в случае, если автор использует метафору. «Генеалогическая метафора» позволяет интерпретировать данные родословия либо в прямом, буквальном, либо в иносказательном, аллегорическом смысле21. Разумеется, результат интерпретационной процедуры в обоих случаях будет разным, что рождает следующую проблему – проблему поливариантности (множественности) генеалогических интерпретаций.
Многообразие интерпретаций вообще есть неотъемлемая черта любого текста, так как он обладает огромным количеством различных характеристик и вписан в сложную диалоговую систему: автор – произведение – читатель. Конфликт и многообразие интерпретаций – это достоинство понимания, а не его недостаток. Текст вообще и, в частности, генеалогический – есть открытая система, и поэтому полное понимание его в принципе невозможно, возможна только конкуренция и сосуществование различных генеалогических реконструкций. Другим основанием многовариантности генеалогических интерпретаций является сама позиция исследователя, который вынужден в силу объективных причин работать с генеалогической информацией в «бинокулярном» режиме: она рассматривается одновременно и как часть прошлой реальности, и как часть реальности современной. Это делает генеалогический (как и любой исторический) источник неисчерпаемым ресурсом в получении новой информации, на основе которой конструируется историческое прошлое22. Здесь как нельзя более уместно звучит мысль Р. Барта: «Текст не может неподвижно застыть… он по природе своей должен сквозь что-то двигаться – например, сквозь произведение, сквозь ряд произведений»23.
Данная работа отнюдь не претендует на освещение всех проблем, стоящих перед исследователем-генеалогом в процессе интерпретации генеалогических источников, а тем более – на их разрешение. Речь идёт лишь о выявлении на основе анализа отечественной и зарубежной историографии наиболее перспективных линий дальнейших исследований этой важной в методологическом плане проблемы.
Сноски:
1.  Дмитриева О. В. Генеалогия // Введение в специальные исторические дисциплины. – М., 1990. – С. 6; Бычкова М. Е. Генеалогия в советской исторической литературе // Вспомогательные исторические дисциплины. – Л., 1976. – Вып. VII. – С. 44.
2 Рикёр П. Герменевтика. Этика. Политика. – М., 1995. – С. 3–9.
3 Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории. – М., 1998. – С. 10, 33.
4 Wilson R. R. Genealogy and History in the Biblical World. – New Haven & London, 1977. – P. 2–7.
5 Wilson R. R. Op. cit. – P. 38.
6 Данилевский И. Н. Библия и Повесть временных лет (к проблеме интерпретации летописных текстов) // Отечественная история. – 1993. – № 1. – C. 84–85.
7 Абрамович Г. В. Князья Шуйские и российский трон. – Л., 1991. – С. 33–35.
8 Рикёр П. Указ. соч. – С.17–18.
9 Бочков В. Н. «Легенды» о выезде дворянских родов // Археографический ежегодник за 1969 г. – М., 1971. – С.93; Бычкова М. Е. Русское и иностранное происхождение родоначальников боярских родов: исторические реалии и родословные легенды // Элита и этнос средневековья. – М., 1995. – С. 56.
10 Jett? R. Trait? de g?n?alogie. – Montr?al, 1991. – P. 3.
11 Jett? R. Op. cit. . – P. 197–200, 208; Wilson R. R. Op. cit. – P. 18.
12 Wilson R. R. Op. cit. – P. 18, 199.
13 Wilson R. R. Op. cit. – P. 203.
14 Хорошкевич А.Л. К взаимоотношениям князей Московского дома во второй половине XIV – начале XV века // Вопросы истории. – 1980. – № 6. – С. 172.
15 Поппэ А.В. Родословная Мстиши Свенельдича // Летописи и хроники. 1973. – М., 1974. – С. 91.
16 Jett? R. Op. cit. – P. 282.
17 Jett? R. Op. cit. – P. 90.
18 Jett? R. Op. cit. – P. 244.
19 Wilson R.R. Op. cit. – P. 31–33.
20 Источниковедение...  – С.11.
21 Барт Р. От произведения к тексту // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. – М., 1989. – С. 417; Рикёр П. Указ. соч. – С. 142; Данилевский И. Н. Указ. соч. – С. 90–91.
22 Рикёр П. Указ. соч. – С. 8, 98, 100, 142; Источниковедение... – С. 6, 9, 140.
23 Барт Р. Указ. соч. – С. 415.


В. Безроднов

Семейные синодики XVII–XVIII вв. в собрании Отдела письменных источников Государственного исторического музея

Традиция составления поминальных синодиков, или, как их называли в старину, сенаников, восходит ко времени утверждения на Руси христианства и развития монашества как способа ухода от мирской жизни. Введение нового обряда погребения умерших, вместо сжигания на кострах, и развитие культа поклонения памяти предков заставили жителей Древней Руси фиксировать имена своих умерших родственников в специальных книгах, которые велись в приходских или соборных церквях. Как показывают вкладные книги монастырей в XV–XVI вв., запись рода в монастырский синодик стала источником дополнительного дохода в церковную казну. Именно таким способом многие феодальные вотчинники лишались своих поместий и жалованных вотчин. Царь Иван Грозный, желая пресечь дальнейшее разорение дворян, своим указом запретил делать земельные вклады в монастыри в счет поминания умерших, поэтому со второй половины XVI в. вклады осуществлялись либо деньгами, либо личным имуществом вкладчика.
Большинство дошедших до нас соборных и монастырских синодиков относятся именно к этому и последующим периодам русской истории. В большинстве случаев роды в синодиках записаны в виде перечня мужских и женских имен, никак не связанных друг с другом. Поэтому изучение таких помяников довольно затруднительно, и выявить интересующую исследователя информацию о членах семьи довольно сложно, не имея перед собой генеалогической росписи рода. Правда, иногда в записях указана степень родства записанных лиц или их отношение к заказчику синодика, что позволяет довольно точно определить предков или членов семьи указанной в синодике фамилии.
Наиболее ранняя публикация синодика XV–XVI вв. была сделана Н. Новиковым в VI томе «Древней Российской вифлиофики» в 1787 г. К концу XIX в. было опубликовано уже около сотни различных синодиков как московских соборов, так и провинциальных приходских церквей. После 1917 г. синодики крайне редко упоминались в работах советских историков и не публиковались, и только с начала 1990 г. эта работа возобновилась.
Среди множества синодиков различных церквей и монастырей XVI–XVIII вв., дошедших до нашего времени и хранящихся в разных архивах и музеях России, имеется один тип синодика, весьма любопытный для любого исследователя, занимающегося изучением истории и генеалогии древнерусских родов. Это так называемый семейный синодик, получивший наиболее широкое распространение в русском обществе в конце XVII–XVIII в. Записи в синодике, как правило, погребальные, относятся к лицам одной семьи или рода, их ближайшим родственникам по мужской и женской линиям, близким друзьям, сослуживцам или просто знакомым людям, игравшим определенную роль в частной жизни членов семьи, а также к дворне и челяди, служившим при дворе помещика.
Поминальные записи велись на протяжении долгого времени (иногда даже в течение 200–250 лет), скрупулезно отмечая даты смерти членов семьи или рода, при этом указывались степень родства умершего лица или его отношение к главе рода и членам его семьи, его должности по службе (относится к мужчинам) и социальное положение среди ближайшего окружения, перечислялся состав семьи, умерших и живых детей, жен или мужей и т.д. Такие синодики являются исключительно ценным историческим источником, ибо записи в нём в большинстве случаев уникальны и наиболее полно отражают состав семьи владельцев синодика.
Семейные синодики до сих пор мало изучены, и основная масса их не опубликована. Занимаясь много лет генеалогией Рюриковичей, не раз приходилось сталкиваться с определенными трудностями из-за скудости сведений в дошедших до нашего времени документах, особенно по XV–XVI вв., что заставило обратить внимание на такой исторический памятник как синодики и помяники. За время работы в разных архивах было просмотрено и изучено большое число синодиков за период с начала XV и до середины XIX в. При этом выработалась определенная методика их исследования, что позволило не только дополнить существующие генеалогические росписи ряда родов, потомков Рюрика, но и исправить ошибки составителей родословцев.
При изучении документов Отдела письменных источников ГИМ, были выявлены пять семейных синодиков, относящихся к разным социальным группам русского общества XVII–XVIII вв.: один крестьянский (род Захаровых), два дворянских (Полозовы и Гайдовские-Потаповичи) и два относящихся к торгово-промышленной прослойке (Крюковы и Едемские). Все эти синодики отличаются друг от друга как по составу и количеству записанных лиц, так и объемом сведений о самом роде. Наиболее интересным из всех этих синодиков является помяник рода Едемских, промышленников из Шенкурска, входившего в XV в. в состав владений Великого Новгорода. Синодик называет Едемских своеземцами, то есть людьми, составлявшими прослойку свободного, не закрепощенного населения и занимавшимися, в основном, отхожим промыслом. Едемские состояли в родстве со знаменитыми купцами и промышленниками Строгановыми и в XVIII в. принимали участие в освоении Сибири и Дальнего Востока. Их синодик и синодик Захаровых публикуются в этом номере.
При публикации сохранена орфография подлинников. Пропущенные слова и буквы, необходимые по смыслу текста, даются в квадратных скобках; слова, написанные неразборчиво, специально оговорены в круглых скобках. Буквенные записи дат и нумерации листов переведены в современное написание арабскими цифрами.
В примечаниях по тексту (в круглых скобках курсивом) даты жизни и смерти расшифрованы и даны в современном летосчислении.

Синодик  рода Федота Яковлева Захарова и его внука Петра Никитина, крестьян деревни Романовой Колмовской волости Винницкого погоста

Синодик хранится в собрании рукописей Барсова (ОПИ ГИМ, № 960) и представляет собой книгу в восьмую часть листа. Бумага начала XIX в. Записи сделаны чернилами разными почерками XIX в. На ряде листов чернила выцвели, но текст хорошо читается. На первой странице синодика имеется указание на то, что первые записи были сделаны рукой Федота Яковлева Захарова 16 мая 1804 г. Самая ранняя указанная в синодике дата относится к 1735 г., самая поздняя – к 1840 г., таким образом, записи синодика охватывают более ста лет.
л. 1 Сия книга, глаголемая Синоник, есть поминание о усопших родителей Виницкой вотчины Виницкого погоста Колповской волости деревни Романовой жителя Федота Яковлева Захарова и внука его Петра Никитина, а писал сие поминание Фёдор Яковлев своею рукою, а подписал рода достоверного свидетельства лета 1804-го  майя 16-го дня.
л. 3–19 Записи церковного содержания, молитвы по усопшим христианам
л. 19–21 Род Федота Якова Захарова и внука его Петра Никитина с Колмовщины Романовых (далее перечень мужских и женских имён)
л. 24–24 об. Записи церковного содержания. Поклон усопшим предкам и всем христианам.
л. 31 Представися Фома Ишин 1790 году декабря 16 дня
Преставися Пелагея Захарьева дочь Якова Андреева жена Харина 1792 году февраля 22 дня
Преставися Захарий младенец Федота Якушева внук 1797 года апреля 11 дня
Преставися брат его Михайло младенец 1802 года октября 22 дня
л. 31 об. Преставися Максим младенец Федотов внук 1803 году марта 8 дня
Преставися Пётр Андреев Мурин 1791 году марта 7 дня
Преставися Акилина Родионова Ишина жена 1796 году ноября 10-го дня
л. 32 Преставися Евфимия девица Федотова дочь 1790 года августа 21 дня
Преставися Анпифор младенец Федотов внук 1790 года августа 25 дня
Преставися Васка Собинин 1783 года февраля 24 дня
Преставися Анна девица
л. 32 об.                                            Федота Якушева дочь 1780 года марта 21 день по утру
Преставися Яков Андреев Харин 1777 года майя в 20 день
Преставися Акилина Софронова Федотова жена 1779 году апреля 21 день
л. 33 Преставися Анна Минина жена июня 20 день
Преставися Наталья Иванова Калинина 1778 года февраля 8 дня
Преставися Иван младенец Федотов сын 1775 году июля 12 дня
Преставися Дмитрий Андреев Харин 1776 году октября 24 дня
л. 33 об. Преставися Стефан младенец Федотов сын 1773 году марта 26 дня
Преставися Дмитрий отрок Федотов сын 1765 года майя 5 дня
Преставися сестра его Пелагея младенец того же года майя 10-го дня
л. 34 Преставися Софрон Фадиев Озерской 1752 году августа 18 дня
Преставися жена его Анна Федорова 1764 году ноября 24 дня
Преставися Иван Миронов 1767 года сентября 28 дня
Преставися Иван Васильев Собинин 1760 году майя [в] 20 день
л. 34 об. Преставися Матрона Васильева Андрея Харина жена 1763 года апреля 28 дня
Преставися Захарея Степанов 1735 году октября в 20 день
Преставися жена его Федосья Степанова 1756 году марта 7 дня
л. 35 Преставися Андрей Харин 1744 году июня 5 дня
Преставися брат его Григорий Харин 1759 году февраля 11 дня
Преставися жена его Параскева того ж года майя 22 дня
Преставися Мина Харитонов 1758 года августа в 18 день
л. 35 об. Преставися Иван Андреев Бурча 1759 года октября в 21 день
Преставися Яков Иванов Романовец 1760 года июня 26 дня
Преставися Семион отрок внук Федота Якушева 1803 года марта 24 дня
Преставися Иван
л. 36                                Минин Шляк 1752 года генваря 10 дня
Преставися Семен Минин 1736 года октября в 18 деньПреставися Анна Гапоева жена 1808 года июня [в] 29 день
Преставися Акилина Федотова дочь 1810 года марта 24 дня
л. 36 об. Преставися Фекла Яковлева 1810 года апреля 14 дня
Преставися Федот Яковлев 1813 года июля 25 дня
Преставися Никита Иванов Петра Никитина отец 1814 году марта 25 дня

л. 37 Преставися Парасковья младенец Петра Никитина дочь 1817 года октября … дня
Преставися Ефимия Степанова жена Петра Никитина 1840 года майя 19 дня. Жития ее от роду продолжилось 48 лет, в замужестве 23 года и два месяца

Помяник и синодик рода Едемских с Шенкурска

Хранится в собрании рукописей Щукина (ОПИ ГИМ, № 459) и представляет собой книгу в кожаном переплёте в восьмую часть листа. До л. 58 и на л. 60 текст написан полууставом XVII в., а на л. 58 об.–60 и 60 об.–61 об. – скоропись начала XVIII в. До л. 35 записи носят общий характер, в основном церковного содержания, а также помяник великих князей Киевских, Владимирских и Московских, московских царей, великих княгинь и цариц, архиепископов Новгородских. Собственно сам помяник начинается с л. 35 и заканчивается на л. 61 об. Первая запись относится к 1573 г., а последняя – к 1733 г., т. е. помяник и синодик охватывают более чем 160 лет.
Род своеземцев Едемских уходит своими корнями в XIII в. и происходит из мелких новгородских вотчинников. Они имели небольшие земельные владения в районе г. Шенкурска. Впервые представители рода упоминаются в дошедшем до нашего времени духовном завещании своеземца Остафия Ананьевича Едемского, датируемого 1393 г. [Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси. – Т. III. – М., 1964. – № 292]. В этом документе завещатель подробно перечисляет все свои земельные владения, личное имущество, а также имеющиеся денежные долги. В завещании упоминаются члены семьи: жена Антония, сын Фёдор, родной брат Григорий, отец Антоний, его брат и дядя завещателя Семён, родная бабка Федосья, брат деда Борис, а также два двоюродных брата Юрий Фёдорович и Ерёмка Никифорович.
После присоединения Великого Новгорода к Москве в 1478 г. многие боярские роды были сведены со своих земель и испомещены во внутренних уездах Московского государства. Опала, вероятно, не коснулась Едемских, и они сохранили свои владения в Шенкурске, во всяком случае, члены рода упоминаются на протяжении последующих веков именно по Шенкурску.
Дошедший до нашего времени синодик является уникальным историческим памятником. Его записи позволяют составить почти полную роспись потомства Ивана Васильевича Едемского, а также проследить родственные связи за длительный период. О судьбе членов рода в XVIII–XIX вв. нам ничего не известно.
л. 1–18 Записи церковного содержания и молитвы господу
л. 20–21 Помяник преосвященных митрополитов Киевских и Московских от Леонтия и до Леонтия
л. 21–22 Помяник душ умерших великих князей Киевских, Владимирских и Московских от великого князя Владимира до великого князя Георгия
л. 22–22 об. Помяник душ великих царей московских от царя и великого князя Иоанна, в иночестве Ионы, до царя и великого князя Ивана Алексеевича
л. 24 об.–25 об. Помяник цариц и великих княгинь Киевских и Московских от Ольги до царевны и великой княжны Екатерины Алексеевны
л. 26–26 об. Помяник душ архиепископов Новгoродских от Иоакима до митрополита Макария
л. 27–35 Род Едемских. Помяни господи души усопших раб твоих (далее перечень мужских и женских имён)
л. 35 Месяц сентябрь Лета 7082-го года (1573 г.) сентября в 1 день преставися раб божий Иван Васильев сын Фёдорова своеземец, а во иноцех Иона схимник, а Гаврилу Едемскому отец. Того ж дни память Симеону Гаврилову сыну Едемскому. Того ж дни память Марфе Герасимове жене Едемского 128-го года сентября в 6 день преставися младенец Борис Васильев сын Едемской, а память его майя в 2 день. Жил 17 недель и 10 дни. Того ж дни память Михайлу Гаврилову сыну Едемскому (* 20 апреля 1619, † 6 сентября 1619)
Лета 7097-го году сентября 2 (1588 г.); 22-й  день полонен ото царя на Волге Алексей Гаврилов сын Едемской ниже Казани 60 верст. Сентября в 25-й день память Ефросиние Герасимове дочери Едемского
л. 36 166 [года] сентября в 5-й [день] преставися младенец Леонтий Алексеев сын Едемский, а память его июния в 18-й день. Жил 11 недель (* 19 июня 1657, † 5 сентября 1657)169 [года] (1660 г.) сентября в 25-й день память Ефросинье Иванове  дочери  Едемского  пореклому Богданья Месяц октябрь Октября в 2-й день память Оустиние Иванове дочери Едемского165-го года (1656 г.) октября в 4-й день преставися младенец Михайло Григорьев сын Едемской
л. 36 об. 139-го года октября в 5-й день преставися Амфилохий Гаврилов сын Едемский, жил 57 лет (* 1573, † 5 октября 1630)131-м году преставися Герасим Гаврилов сын Едемский, а во иноцех Генадий схимник. Жил 68 лет (* 1554, † 1622) 181-г года октября в 28-й день влатницу (видимо в пятницу. – В. Б.) преставися Иван Васильев[сын] Едемской на Тотьме. Жил 38 лет.Октября в 28-й день память Настасье Васильеве жене Едемского  (* 1640, † 28 октября 1672)
л. 37 Того ж дни  память Аврааму Яковлеву сыну ЕдемскомуОктября в 28-й день память Парасковье Григорьеве жене Едемского. 161-го года октября в 13-й день преставися Иванова жена Григорьева сына Едемского Мавра Григорьева дочь, а память ея майя в 3-й день. Жила лет 31 и 5 месяц и 12 дни (* 1 мая 1621, † 13 октября 1652) Месяц ноябрь Лета 7089-го ноября в 8 день не стало в животе Петра Гаврилова сына Едемского. Жил  27
л. 37 об. лет (* 1553, † 8 ноября 1580)Того ж дни память Михайлу младенцу Григорьеву сыну Едемскому. Жил 2 лета. 124-м году  ( 1615 г.) ноября в 11 день преставися Марфа Герасимова жена Едемского 128-м году (1619 г.) ноября в 8 день преставися Оулияна Петрова дочь Едемского пореклому Парасковья Никитина жена Щепеткина (неразборчиво, возможно Щепекина. –  В. Б.).Ноября в 23-й [день] память Амфилофью Гаврилову сыну Едемскому
л. 38 167-м году  (1658 г.) ноября [в] 22 день преставися младенец Вера Иванова дочь Едемского, а память ея сентября в 17-й день163-м году ноября в со 18-го числа на 19-е число во вторник во 2?м часу ночи преставися Наталья Леонтьева дочь Пежемца, а Федоровская жена Гаврилова сына Едемского. Жила 65 лет (* 1589, † 19 ноября 1654)Ноября в 11-й [день] память Фёдору Фёдорову сыну Едемскому
л. 38 об. 169-м году ноября в 23-й [день] преставися Иванова дочь Григорьева сына Едемского Ефросинья пореклому Богданья. Жила 12 лет 8 недель пол 3 дни  (* 25 сентября 1648, † 23 ноября 1660) Месяц декабрь Лета 7102-го года (1593 г.) декабря в 4 день преставися Федосья Гаврилова жена Едемского. Того ж дни память Ивану Григорьеву сыну Едемскому152-м году декабря в 10 день преставися раб божий Василий Васильев сын Едемский. Жил 56 лет (* 1587, † 10 декабря 1643) Декабря в 31-й [день] память Меланье Гостеве жене153-го года декабря в 14-й день преставися Василий Герасимов сын Едемский, а память его генваря в 1-й день. Жил 47 лет (* 1597, † 14 декабря 1644)160-м году  (1651 г.) декабря в[о] 2-й [день] преставися Параскевия Григорьева жена Едемского 167-м году декабря на 13-е число ко утру с воскресенья на понеделок преставися Федор Фе дорович Едемский. Жил 47 лет (* 1611, † 13 декабря 1658)
л.39 об 168-м году (1660 г.) июня с 3-го числа на 4-е с воскресенья на понеделок поедучи к Москве в Харгальской волосте выше Шенкурского за рекою за Вагой на поле преставися Федор Федорович по реклому второй ЕдемскойМесяц генварь Генваря в 1-й [день] память Василию Васильеву сыну Едемскому
л. 40 Лета 7093-го генваря в 1-й день не стало в животе Симеона Гаврилова сына Едемского. Жил 28 лет (* 1557, † 1 января 1585 г.)Генваря в 1-й день память Василию Герасимову [сыну] Едемскому Генваря в 12-й [день] память Татияне Григорьеве дочери Едемского Генваря в 16-й [день] память Петру Гаврилову сыну Едемскому Того ж дни память Петру Афонасьеву сыну Пежемцу. Преставися сего ж месяца в 149-м году († январь 1641; gамять ему 16 января)Генваря в 25-й день память Григорию Иванову сыну Едемскому, а во иноцех Герасиму схимнику
л. 40 об. Генваря в 24-й [день] память Ксении Федорове дочери Едемского Федотове жене ОсколковаМесяц февруарий Лета 7146-го года февраля в 8 день преставися Георгий Гаврилов сын Едемской, а во иноцех Герасим схимник в Великом Новегороде. Жил 66 лет (* 1572, †  8 февраля 1638) Февраля в 12-й [день] память Алексею Гаврилову [сыну] Едемскому180-м году февраля в 6 день преставися Афонасий Васильев сын Едемской, а память его июля в 5-й день, жил 40 лет (*1632, † 6 февраля 1672) 188-м  году февраля в 16-й день (л. 41) преставися Ануфрий Афонасьев сын Едемский. Жил пол 9-го лета  (*1671, † 16 февраля 1680)Февраля в 17-й [день] память Фёдору Гаврилову сыну Едемскому109-м году февраля в 22-й день преставися Михайло Гаврилов сын Едемской, жил 48 лет.Февраля в 24-й день память Ивану Гаврилову сыну ЕдемскомуТого ж дни память Ивану Васильеву сыну Едемскому (* 1553, † 22 февраля 1601)130-м году (1622 г.) февраля в 24-й [день] преставися девица Татияна Григорьева дочь Едемского
л. 41 об.  164-м году (1656 г.) преставися младенец Ивана Григорьева сын Иван Едемской февраля в 3-й деньМесяц март
Лета 7114-го года марта в[о] 2-й день преставися Василий Васильев сын Едемской пореклому Парис. Жил 53 лета (* 1553, † 2 марта.1606)
Марта в 4-й  день память Герасиму Гаврилову [сыну] Едемскому, а во иноцех Геннадию схимнику173-м  году (1665 г.) марта в 5-й день преставися Васильевская жена Герасимова сына Едемского Оустиния Никифорова дочь Дубинина118-м году (* 1610 г.) марта в 17-й день
л. 42 преставися Иван Герасимов сын Едемской 160-м году марта в 18-й [день] преставися Ксения Фёдорова дочь Едемского, а Федота Осколкова жена. Жила 33 лета  (* 1619, † 18 марта 1652) Лета 7086-го марта в 19-й день преставися Гаврило Иванов сын Едемской.
Марта в 18-й [день] память Кирилу Яковлеву сыну Едемскому († 19 марта 1578)140-м году (1632 г.) марта в 19-й день преставися Кирило Яковлев сын Едемской Марта в 22-й [день] память Василию Гаврилову сыну Едемскому
л. 42 об. 107-м году марта в 27-й [день] на Пусти озере на Печёре не стало в животе Саввы Гаврилова сына Едемского. Жил 33 лета (* 1566, † 25 марта 1599)
Марта в 26-й день память Гаврилу Иванову сыну Едемскому168-го года (1660 г.) марта в 27-й день преставися Алексеева жена Васильева сына Едемского Дария Львова дочь Третьяковых, а память её того же месяца в 19-й день157-го [года] марта в 28-го дня преставися Иван Гаврилов сын Едемской на Москве. Жил 60 лет (* 1589, † 25 марта 1649; не совсем ясно, чей он сын: Гаврила Иванович Едемский умер в 1578 г., и он никак не может быть его сыном. Вероятно, здесь ошибка составителей синодика. Может быть, Иван был сыном Гаврилы Яковлевича Гостя, дата смерти которого в синодике отсутствует. В тексте так же упомянуты жена Гаврилы Яковлевича, Мелания (год смерти не указан), и две дочери – Мария и Анна)
л. 43 159-м году (1651 г.) марта в 28-й день преставися Евдокия Петрова дочь Едемского, а Гаврилова жена Сверчкова 139-м году марта в 29-й день преставися Федор Гаврилов сын Едемской в Великой Поть в 5-ю субботу. Жил 52 лета (* 1579, † 29 марта 1631; его отец Гаврила Иванович умер 19 марта 1578 г., и Федор, видимо,  родился после его смерти, но это должен был быть 1578 г.)130-м году (1622 г.) марта в 31-й день преставися Настасия Васильева [дочь] Едемского 171-м году того ж месяца и числа преставися Анастасия Васильева жена Васильева сына Едемского во иноцех Акилина
л. 43 об. схимница поживе лет 64 и 5 месяцев, а память ея октября в 24-й день (* октябрь 1598, † 31 марта 1663)
Месяц апрель Апреля в 1-й день память Марье Гаврилове дочери Едемского, а о иноцех Макрине схимнице Апреля в 9-й день память Евпсихию Иванову сыну Едемскому, а во иноцех Евстратию.Апреля в 12-й день память Василию Васильеву сыну Едемскому нарицаемый Парис. Того  же  дни
л. 44 152-м году преставися Андрей Герасимов сын Едемский, а память его августа в 19-й день; жил 40 лет (*1604, † 12 апреля 1644)
Апреля в 23-й день память Георгию Гаврилову сыну Едемскому, во иноцех Герасим схимник Апреля в 24-й [день] память Фёдору Гостеву [сыну] Едемскому Того же дни память Фёдору Фёдорову второму Едемскому
Апреля в 24-й день память Саве Гаврилову сыну Едемскому125-м году апреля в 28-й [день] преставися Василий Гаврилов сын Едемской; жил 55 лет (* 1562, † 8 апреля 1617)160-м [году] (1652 г.) апреля в 20-й дни преставися Татиана Васильева дочь Едемского
л. 44 об. пореклому Богданья, а память ея генваря в 12-й деньАпреля в 30-й день память Якову Гаврилову сыну Едемскому пореклому ГостьМесяц май168-го года в[о] 2-й день преставися Лоукиян Афонасьев сын Пежемец; жил 66 лет и 11 месяцов, а память его июня в 3-й день (* июнь 1593, † 2 мая 1660)
130-м году (1622 г.) майя того ж числа преставися Петрова жена Едемского Агрипина, во иноцех Акили на схимница, а погребена в Шенкурском девичьем монастыре оу Великой Екатерины
л. 45 Майя в 1-й день память Ивану Григорьеву сыну Едемскому170-м году майя в 18-й день преставися Иван Григорьев сын Едемской в Троицын день в вечеру; жил 39 лет (* 1623, † 18 мая 1662)129-м году (1621 г.) майя в 16-й день преставися Иван Григорьев [сын] Едемской 153-го года  (1645 г.) майя в 22-й день преставися Федор Яковлев сын Едемский
 148-го года майя в 24-й день преставися Агафья Иванова дочь Едемского. Жила 72 лета (*1568, † 24 мая 1640) Майя в 27-й день память Ивану Герасимову сыну Едемскому Майя в 24-й день память Федосье Гавриловой жене Едемского
л. 45 об. Месяц иоуний166-го года (1658 г.) в 12-й [день] преставися на Москве Ефросиния Герасимова дочь Едомского Филипова жена Облезова в четверок в 9-м часу дни Июня в 13-й [день] память Акилине Гавриловой дочери Едемского, а во иноцех Антониде схимнице, Даниловой жене Строганова125-го года (1617 г.) июня в 21-й день преставися Косма Данилов сын Строганов (54) 7069-го году июня в 24-й [день] преставися Григорий Иванов сын Едемской, а во иноцех
л. 46 Герасим схимник167-м году (1561 г.) июня в 22-й [день] преставися младенец Пётр Афанасьев сын Едемской; жил едино лето, а память его июня в 29?й дни (* 1658, †  22 июня 1659)
Месяц иоулий Иоулия в 1-й день память Косме Данилову [сыну] Строганову167-м году (1659 г.) июля в 3-й день преставися Герасимова жена Васильева сына Едемского Ксения Иванова дочь Григорьева сына Маркова, а память ея генваря в 24-й день 158-м (1650) году июля [в] 6-й день преставися девица Мария Гаврилова дочь Едемского, а во иноцех Макрина схимница
л. 46 об. 139-м году (1631 г.) июля в 17-й день преставися Авраам Яковлев сын ЕдемскойЛета 7073-го (1565 г.) июля в 19-й день преставися Андрей Иванов сын ЕдемскийИюлия в 21-й день память Ивану Васильеву сыну Федорова [внуку] своеземцу, во иноцех Ионе схимнику166-м году (1658 г.) июля в 24-й день преставися по прозвищу Овдотья Васильева дочь Едемского на Москве Володимера Пахотина жена, во иноцех Мария схимница
Месяц август Лета 7082-м году (1574 г.) августа в 10-й день преставися Иван Васильев сын Федорова [внук] своеземец
л. 47 150-го года (1642 г.) августа в 10-й день убиен бысть Михайло Гаврилов сын Сверчков127-м году  августа в 10 день преставися Анна Васильева дочь Едемского, а память ея декабря в 9-й день, жила 2 лета и 30 недель (* 10 августа 1616, † 9 декабря 1619)
Августа в 15-й день память Марье Михайлове жене Едемского146-м году августа в 7-й день преставися Акилина, а во иноцех Антонида схимница Гаврилова дочь Едемского, пореклому Ольга Данилова жена Строганова; жила 80 лет (* 1558, †  7 августа 1638) 127-м году августа в 19-й день преставися Яков Гаврилов сын Едемской, нарицаемый Гость;
л. 47 об. жил 54 лета (*1565, † 19 августа 1619)
Того ж дни память Андрею Иванову сыну Едемскому.Того ж дни память Андрею Герасимову сыну Едемскому Преставися младенец Гаврило Петров сын Едемской во 156-м году (1648 г.) июлия в 18-й день Преставися младенец Иосиф Петров сын Едемской во 157-м году (1649 г.) апреля в 25-й день Преставися младенец Евтихий Петров же сын того ж году (1649 г.) апреля в 28?й день157-го году (1649 г.) апреля в 4-й день преставися Мария Васильева дочь Едемского,
л. 48 а во иноцех Марфа схимница163-го года преставися Анна Гаврилова дочь Гостева Едемского на Москве в моровое поветрие да с нею же муж ея и 4 сына († 1655 г. с мужем и четырьмя детьми, от мора)
Сентября в 23-й день память Иванову сыну Георгиеву младенцу Ивану; жил 20 недель169-м году (1660 г.) преставися Герасим младенец Петров сын Едемской декабря в 3-й день150-м году (1660 г.) октября в 10-й день преставися Васильева жена Карандашева
л. 48 об. 168-м году (1613 г.) майя в 19-й день преставися Евдоким Зиновьев сын Шарапов171-м году декабря в 21-й день преставися Ирина Петрова жена Заборцова, а Васильева дочь Едемского, а память ея апреля в 16-й день; поживе 58 лет (* 1605, † 1 декабря 1662)121-м году (1618 г.) августа в 3-й день преставися младенец Дмитрий, а память его февраля 11-го дня126-м году (1658 г.) преставися младенец Василий, а память его апреля в 27-й дни129-м году (1621 г.) преставися младенец Антонида, память ея июня в 9-й день
л. 49 134-м году февраля в 5-й день преставися младенец Симеон, а память его апреля в  17-й день († 5 февраля 1626)166-м году (1656 г.) апреля в 17-й день преставися младенец Мария, а память ея августа в 15-й день165-м году (1656 г.) октября в 4-й день преставися младенец Михайло Григорьев сын Едемской, память его ноября в 8-й деньТого ж году октября в 23-й день преставися младенец Параскевия второго дочь Едемского150-м году преставися Лев Филипов сын Пежемец, а память его февраля в 20-й день (1642 г.) 120-м году (1611 г.) декабря в 20-й день
л. 49 об. преставися Афонасьева жена Пежемца, а память ея ноября в 11-й день126-м году (1618 г.) марта в 3-й день преставися Афонасий Филипов сын Пежемец, во иноцех Авраамий, а память его майя в[о] 2-й день134-м году (1626 г.) февраля в 23-й день преставися Федора Леонтьева дочь Пежемца, а память ея сентября в 11-й день139-м году (1631 г.) июля в 17-й день преставися Ирина Львова жена Пежемца, во иноцех Ираида, а память ея майя в 5-й деньЛета 7175-м году декабря в 27-й день преставися бо[го]явленский дьячок Иван Петров
л. 50 а память его сентября в 26-й день; жил 74 лета (* 1592, † 27 декабря 1666 г.)177-м году генваря в 30-й день преставися Анастасия Герасимова дочь Едемского Антона Верещагина жена; поживе 88 лет и 3 месяца, а память ея октября в 29-й день (* октябрь 1580, † 30 января 1669)175-м году июня в 9-й день преставися Петрова жена Васильева сына Едемского Агрипина Евдокимова дочь Шарапова, а память ея того же месяца в 23-й день († 9 июня 1667)177-м году (1669 г.) февраля в 16-й день преставися Михайла Васильева сына
л. 50 об. Едемского жена Екатерина Архипова дочь, а память ея ноября 24-й день 177-м году марта в 23-й день преставися Анна Федорова дочь Едемского, а Евсевия Бурнелиева жена. Жила 35 лет и 7 месяцов (*  август 1634, †  23 марта 1669) 177-м году сентября в 16-й день преставися Павел Амфилохиев сын Едемской. Жил 52 лета, а память его июня в 29-й день (* 1616, † 16 сентября 1668) 179-м году генваря в 29-м дню в Шенкурском преставися Георгий Федоров сын Едем-
л. 51 ской, а память его апреля в 23-й день. Жил 59 лет (* 1612, † 29 января 1671) 179-м году июня в 17-й день преставися младенец Ирина Михайлова дочь Едемского, а память ея апреля в 16-й дни; поживе год и 2 месяца (* апрель 1670, † 17 июня 1671) 179-м году февраля в 29-й день преставися Федор Федоров сын Едемской из яруной (неразборчиво. – В. Б.), а память его июня в 15-й день. Жил 32 лет и пол 8 месяца (* 25 июля 1638, † 29 февраля 1671) 181-м году (1672 г.) октября в 5-й день преставися Иеродий Федоров сын Едемской, а память его сего ж месяца в 4-й день
л. 51 об. 168-м году сентября в 4-й день преставися Ирина Петрова дочь Заборцова, а память ея апреля [в] 16-й день. Жила 19 лет (* 1640, †  4 сентября 1659) 171-м году (1663 г.) генваря в 27-й день преставися младенец Парасковья Михайлова дочь Васильева сына Едемского, а память ея октября в 14-й день 179-м году июля в 17-й день преставися младенец Ирина Михайлова же дочь Едемского. Жила год и 2 месяца и 11 дней (* 6 мая 1670, † 17 июля 1671) 182-м году апреля в 16-й день преставися Феодосия Власова дочь Афонасия Васильева сына Едемского жена,
л. 52 а память ея майя в 29-й день. Поживе 33 лета и 11 месяцов и 8 дней (*8 мая 1640, † 16 апреля 1674)Того ж году (1674 г.), числа и месяца преставися Федор Власов сын Тарнянин, а память его майя в 16-й день 183-м году декабря в 8-й день преставися Анна девица Григорьева дочь Едемского, а память ея февраля в 3-й день. Поживе 66 лет (*1608, † 8 декабря 1674)183-м году февраля в 9-й день преставися Ксения девица Григорьева дочь Едемского, а память ея генваря в 24-й день. Жила 64 года и 2 недели и 2 дни (*24 января 1609, † 9 февраля 1675)
л. 52 об. 185-м году октября в 25-й день преставися Федор Григорьев сын Едемский, а память его июня в 15-й дни. Жил 69 лет и 4 месяца (*  июнь 1607, † 25 октября 1676)Того же году марта в[о] 2-й день преставися Василий Федоров сын Едемской, а память его генваря в 1-й день. Поживе 38 лет и 2 месяца (* 1 января 1638, † 2 марта 1676) 185-м году марта в 23-й день преставися младенец Парасковия Михайлова дочь Едемского, а память ея октября в 14-й день. Поживе 5 лет и 5 месяцов и 9 дней (* 14 ноября 1671, † 23 марта 1677) 185-м году марта в 31-й день преставися
л. 53 младенец Иван Леонтьев сын Едемской, а память его сентября в 14-й день. Жил 4 года и 5 месяцов и 2-е недели без одного дни (* 18 октября 1672, † 1 марта 1677) 186-м году (1678 г.) майя в 28-й день преставися Леонтия Федорова сына Едемского жена Мария Симеонова дочь Чюдинова, а память ея генваря в 26-й день 127-м году марта в 28-й день преставися Иван Гаврилов сын Едемской. Жил 59 лет (* 1560, †  28 марта 1619) 183-м году февраля в 6-й день преставися Ирина Иванова дочь Едемского; жила 80 лет (* 1595, †  6 февраля 1675)
л. 53 об. 185-м году июня в 28-й день преставися богоявленский священник Герасим Онисифоров, а память его марта в 4-й день. Жил 50 лет и 4 месяца (*февраль 1627, † 28 июня 1677) 194-м году июля в 10-й день преставися богоявленского священика Герасима Онисифорва жена Ефросиния Евдокимова дочь Шарапова, а память ея сентября в 25-й день. Жила 50 лет (* 1636, † 10 июля 1686) 187-м году июня в 23-й день потонул богоявленский священник Григорий Космин в Ваге реке оусть Ропыша, а память его генваря в 10-й день. Жил 26 лет (* 1653, † 23 июня 1679)
л. 54 186-м году июня в 12-й день преставися младенец Мария Михайлова дочь Едемского, а память ея июля в 22-й день. Поживе 10 месяцов и 3 недели (* 22 июля 1677, † 12 июня 1678) (* январь 1676, †  7 августа 1679) 187-м году августа в 7-й день преставися младенец Ксения Михайлова ж дочь, а память ея генваря в 24-й день; поживе 3 лета и 6 месяцов (* 1 марта 1673, † 16 августа 1678) 186-м году (1679 г.) августа 16-го числа в вечеру преставися младенец Иеродий Кирилов сын Едемской. А память его октября в 4-й день. Поживе 5 лет и 5 месяцов и 2 недели
л. 54 об. 187-м году (1680 г.)… преставися младенец Анастасия Кирилова ж дочь Едемского, а память ея… 188-м году (1680 г.) генваря в 25-й день преставися Петра Васильева сына Едемского жена Анастасия Екимова дочь Поскотинного, а память ея октября в 29-й день; поживе… 185-м году марта в 15-й день преставися Ирина девица Петрова дочь Едемского, а память ея апреля в 16-й дни. Поживе 12 лет (* 1665, † 15 марта 1677)188-м году (1680 г.) генваря в 5-й день преставися младенец Леонтий Фёдоров сын Едемской, а память
л. 55 его февраля в 18-й день 189-м году (1681 г.) ноября в 25-й день преставися раб божий Иоанн, а во иноцех Иона, а память его… 189-м году июня 20-го дни убило громом и молниею опалило Петра Афонасьева сына Едемского, а память его августа в 4-й день. Жил 16 лет и 10 месяцов и 3 недели (* 29 августа 1664, † 20 июня 1681) Лета 7190-м году октября в[о] 2-й день оусть егомской деревни на Воскресение Христово преставися Гаврило Петров сын Едемской
л. 55 об. пореклому Сабуров, а память его марта в 26-й день. Жил 40 [лет] и полтора года и 6 дней (* 26 апреля 1640, †  2 октября 1681)187-м году (1678 г.) ноября в 11-й день преставися Афонасия Петрова сына Едемского жена Евдокия Петрова дочь Поромова, а память ея марта в 1-й день 191-м году (1683 г.) августа в 12-й день преставися Герасим Васильев сын Едемской, а память его марта в 4-й день192-м году июня в 12-й день преставися Петр Иванович Едемской пореклому Сабур, а
л. 56 в иноцех Пахомий схимник; а память его генваря [в] 16-й день. Жил 77 лет и 5 месяцов и 7 дней, а положен в Богословском монастыре [в] западную сторону у крыльца Иоанна Богослова (* 11 января 1607, † 12 июня 1684) 193-го (1684 г.) года ноября в 29-й день преставися раб божий Иоанн Василия Герасимова сын Едем ского, а память его июня в 24-й день. Жил 48 лет192-м году майя в 9-й день преставися Алексей Васильев сын Едемской, а положен в соборе на Епанчине в приходе оу великомученицы Параскевии, а память его марта в 17-й день. Жил
л. 56 об. 66 лет и 5 месяцов (* 8 декабря 1617, † 9 мая 1684)195-м году июня в 16-й день преставися Андреян Васильев сын Едемской, а память августа в 26-й день, а положен в Сибири в городе Енесийском; поживе лет 65  (* 1622, † 16 июня 1687)192-м году ноября в 20-й день в Сибири от Албузина острогу вниз по Амуру реке к морю посторонно к реке Шилинбе от китайских воинских людей убиен бысть Никифор Михайлов сын Едемской, а память его февраля в 9-й день. Жил 26 лет и 8 месяцов и 19 дней (* 1 марта 1657, † 20 ноября 1683)
л. 57 193-м году (1685 г.) майя в 16-й день преставися раба божия Феодосия Васильева дочь оу ротдобых (неразборчиво. – В. Б.), а Ивана Васильева сына Едемского жена, а память ея сего же месяца в 29-й день194-м году июня 14-го дня преставися раб божий Петр Васильев сын Едемской, а память его августа в 24-й день. Жил 64 лета (*1622, † 14 июня 1686)196-м году  (1687 г.) декабря в 15-й день преставися Леонтий Федоров сын Едемской, а память его июня в 18-й день 196-м году  (1687 г.) июня в 10-й день преставися младенец Андрей Михайлов
л. 57 об. сын Едемской, а память его июля в 4-й день. Жил 3 лета и без 3 недель (* 20 мая 1685, † 10 июня 1688) 195-м году (1687 г.) апреля в 10-й день преставися Анисия Алексеева дочь Валкова Фёдоровская жена Едемского, а память ея декабря [в] 30-й деньТого ж лета  (1687 г.) июня в 15-й день преставися младенец Андрей Борисов сын Едемской, а память его ноября в 30-й дни197-м году (1689 г.) майя в 31-й день преставися Анастасия девица Георгиева дочь Едемского, а память ея октября в 29-й день
л. 58 193-м году (1684 г.) декабря в 25-й день преставися Ксения девица Георгиева дочь Едемского, а память ея генваря в 24-й дни191-м году (1682 г.)декабря в 13-й день преставися Александра Герасимова дочь Сабура Едемского жена, а память ея сентября в 6-е число 191-м году (1682 г.) ноября в 16-й день преставися младенец Михайло Фёдоров сын Едемский, а память его майя в 23-й дни
л. 58 об. 198-м году генваря в 18-й дни преставися раб божий Михайло [Васильев] сын Едемcкий. [Жил] 60 лет (* 1630, † 18 января 1690; отчество написано неразборчиво; видимо – Васильевич) 198-м году (1690 г.) июня в[о] 2-й день преставися раб божий Иоанн Петров сын Едемской СабуровДвоесотого году февраля (1692 г.) [в] 27-й день преставися раба божия Наталия Филимонова дочь, а Михайла Васильева сына Едемского жена, а память ея августа в 26-й день Преставися раба божия Феодосия Афонасьева дочь Едемских, а шенкурца Афонасия Григорьева сына Попова жена 213 году (1705 г.) августа в 26-й день, а память ея майя в 29-й день 7218-м году апреля в 15-й день преставися раба божия Акулина Иванова дочь, а Фёдора Петрова [сына] Едемского жена. Поживе 78 [лет]. Память ея июня в 13-й день (* 1632, † 15 апреля 1710)
л. 59 об. 198-м году (1690 г.) января в 18-й день преставися раб божий Михаил Васильев сын Едомской, а память его июля в 15-й день 711-го года (1711 г.) июля 4-го дни преставися раба божия Марфа Петрова дочь Едемского, а шенкурца Ивана Вашукова жена, а память ея июля в 5-й день Сентября в 27-й день преставися Гаврило Федоров [сын] Едемской, а память
л. 60 его июля в 13-й дни († 27.9.1711)1713 года апреля в 1-й дни преставися младенец Андрей Федоров сын Едемской; поживе 37 недель, а память его июля в 4-й дни (* 25 июня 1712, † 1 апреля 1713)1713-го года майя в 30-й день преставися раб божий младенец Иоанн Федотов сын Едемской. Поживе  1 лет и 20 дней, а память его апреля в 18-й день (* 10.5.1712, † 30.5.1713)Лета 7222-го года: от Христова рождества 1714-го: июня в 24-й день преставися раба божия
л. 60 об. Елена д[е]в[иц]а Федорова дочь Едемского. Поживе ей 28 [лет], а память ея майя в 21-й день (* 1686, † 14 июня 1714)От Адама лето 7227-го года от Христа 714-го года апреля 2-го дня преставися раб божий Федор Петров сын Едемской, а память его февраля 17-го дни. Поживе лет 64  (* 1650, † 2 апреля 1714)
720-го года октября в[о] 2-й дни преставися раб божий Афонасий Петров сын Едемской. Память его генваря 18-го дня. Поживе лет 64 (* 1656, † 2.10.1720)
726-го года апреля в 8-й день преставися раб божий Василий Иванов сын Едемской,
л. 61 а память его марта в 22-й дни. Поживе 71 лет (* 1655, †  8.4.1726) От сотворения мира 7241-го года, [а] от воплощения господа 1732, ноября в 29?й день преставися раб божий Михайло Герасимов сын Едемской, а память его сего ж месяца 22-го дня. Поживе лет 27 и 7 дней (* 21.11.1705, † 29.11.1732)
7206-го года (1698 г.) апреля в 18-й день преставися раба божия Анна Петрова дочь Едемского на Москве, а тело ея положено в землею городе у церкви Преображения Господня, а память ея декабря в 9-й день Лета 7230-го года, а от воплощения богослова 1720, преставися Петр Леонтьев сын Едемской. Поживе лет 60 (* 1660, † 1720)
л. 61 об. А от Адама 7241-го года, а от воплощения богослова 1733, июля… дня преставися раба божия Евдокия Карпова дочь, а Петра Леонтьева сына Едемского жена. Поживе 62 лета (* 1671, † июль 1733)1712-го года июля 9-го дня преставися раба божия Ксения Андреева дочь Едемского. Поживе лет 48 (* 1664, † 9.7.1712)
7225-го года, [а] от воплощения богослова 717-го года, майя 14-го дни в 10-м часу дни преставися раб божий Герасим Михайлов сын Едемской у города Архангельска; тело его привезено от города майя 23-го дня и погребено у церкви Богоявления и воскрешения Христова майя 24-го. Поживе лет 62 и 2 месяца и 13 дни, а память его марта 4-го дни (* 1 марта 1655, † 14.5.1717)
На внутренней стороне задней обложки написано: Из книг Матвея Мясникова.    Другим почерком XIX века приписано: Сия книга помяник Михайлы Миртюкова.
Ниже другим почерком: патриарха Иоанна.


В. Клейменов

Биографические документы в составе фондов современных общественно-политических организаций Центрального архива общественных движений Москвы

Входящий в структуру объединения «Мосгорархив» Центральный архив общественных движений Москвы (ЦАОДМ; до 1991 г. – архив МГК и МК КПСС) на сегодняшний день обладает крупнейшим в стране собранием документов современных общественных организаций, партий и движений. По состоянию на январь 2002 г. в архиве учтено более 60 фондов и архивных коллекций общественно-политических объединений, действующих не только в Москве, но и на всей территории Российской Федерации. Среди них такие организации как Либерально-демократическая партия России (ЛДПР), партия «Демократический выбор России» (ДВР), общественная организация «Союз офицеров», Российский христианско-монархический союз (РХМС), общероссийская политическая общественная организация «Отечество», Московская городская организация партии «Единство», Социалистическая партия трудящихся (СПТ), Российская крестьянская партия (РКП), Российская партия коммунистов (РПК), национально-патриотический фронт «Память» и др. Всего же объединение «Мосгорархив» заключило более 200 договоров с организациями и коллекционерами из числа лиц, ранее состоявших в руководстве некоторых общественных объединений, зачастую уже прекративших свою деятельность.
Состав поступающих на государственное хранение документов весьма разнообразен. Это уставы и программы организаций, декларации, протоколы, стенограммы и резолюции съездов и конференций, материалы об участии в выборах и референдумах, митингах и других акциях. Широко представлена переписка с различными государственными структурами и частными лицами, а также материалы о связях с другими негосударственными объединениями. В состав фонда организации включаются и выпускаемые ей периодические издания, статьи, интервью и теоретические работы руководителей и членов организации.
Среди этих материалов имеется ряд документов, содержащих биографические сведения о членах организаций или о лицах, в той или иной степени находящихся в сфере их деятельности.
Самыми распространёнными из них являются списки (членов организации, ее руководящих органов и региональных структур, делегатов съездов или конференций, инициаторов создания объединения, кандидатов в депутаты органов законодательной власти, выдвигаемых организацией, и др.), содержащие, помимо имени, фамилии и отчества, сведения о дате рождения, должности или роде занятий, месте работы а, в некоторых случаях, и другую информацию. Чаще всего списки систематизированы в алфавитном порядке (пофамильно), но в некоторых случаях могут располагаться по названиям региональных организаций или окружных отделений региональных организаций.
Другим видом документов, образующимся в результате деятельности общественно-политических организаций, являются анкеты (членов организации, кандидатов в депутаты, участников съезда или конференции). Эти документы заполняются, как правило, самими членами организации или  участниками её мероприятий и фиксируют, в основном, те же сведения, что и списки.
В некоторых случаях вместо анкет составляются так называемые регистрационные карточки (членов оргкомитета по созданию организации, участников съезда и т. п.). Отличие этих документов от анкет заключается в том, что они заполняются сотрудниками аппарата организации.
Некоторые организации, благодаря своей специфике или отсутствию четких правил составления унифицированных документов, создают свои, оригинальные бланки списков, анкет или регистрационных карточек, фиксирующих такие сведения как, например, гражданство, место жительство, ученую степень, воинское звание.
Подробную информацию о биографии конкретного лица несет такой документ как учётная карточка члена организации. Учётные карточки заводятся на практике только в крупных общественно-политических организациях и хранятся в ней вплоть до официальной ликвидации. Например, в поступивших от ДВР учётных карточках членов партии, благодаря наличию таких граф как «Участие в выборных органах» и «Выполняемая работа за последние  пять лет», содержится ценная информация, позволяющая судить о степени вовлечения конкретного лица в политическую жизнь страны.
 В крупных общественных объединениях, имеющих разветвленный аппарат и штат освобожденных сотрудников, на каждого из них заводят личные дела, аналогичные личным делам сотрудников государственных организаций. В состав личного дела входят такие важные документы как автобиография, листок по учету кадров, иногда анкета и характеристика сотрудника, которые содержат информацию не только о самом человеке, но и о его социальном происхождении, родителях и ближайших родственниках.
Личные дела сотрудников хранятся в самих организациях, но в случае их ликвидации передаются вместе с остальными документами на государственное хранение. Такого рода материалы, согласно правилам, имеют постоянный срок хранения только в тех случаях, когда они заводятся на членов руководящих, исполнительных, контрольных органов организации и работников, имеющих государственные и иные звания, премии, награды, ученые степени и звания. Личные дела рядовых сотрудников, по истечении 75-летнего срока хранения, должны быть подвергнуты экспертизе ценности для решения вопроса о их последующем государственном хранении (Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием срока хранения. – М., 2000. – Ст. 337 а, б).
Среди организаций, сотрудничающих с объединением «Мосгорархив», есть несколько общественных объединений с достаточно специфическими функциями, осуществляющих, к примеру, благотворительную или поисковую деятельность. Образующиеся в процессе их деятельности документы, соответственно, несут и специфическую информацию, в том числе это касается и различных списков с данными о входящих в сферу деятельности этих организаций лицах. В составе документов, полученных от общественной организации инвалидов «Союз «Чернобыль» России», имеются списки участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с данными о времени и характере их работы на объекте и членах их семей.
Союз комитетов солдатских матерей располагает списками военнослужащих срочной службы, родители которых обратились за помощью в эту организацию. В них даны сведения не только о месте прохождения службы, но и месте призыва, возрасте военнослужащих.
Большой интерес могут вызвать документы Комитета по делам воинов-интернационалистов при Совете глав государств-участников Содружества, осуществляющего не только благотворительную, но и поисковую деятельность. Поименные списки пропавших без вести и плененных солдат и офицеров 40-й армии, воевавших в Афганистане, с указанием возраста, воинского звания, мест жительства, призыва и службы до отправки в Афганистан и других данных, являются уникальными документами, чье значение трудно переоценить. Кроме того, этой организацией была разработана анкета, заполняемая родственниками пропавших без вести военнослужащих, где даются еще более подробные сведения о биографии последних.
Различные биографические сведения также можно почерпнуть, обратившись к такому виду документов как письма граждан в общественно-политические организации. Содержащаяся в них информация иногда может касаться не только биографии корреспондента, но и его социального происхождения, даже истории его семьи или биографии отдельных её представителей.
Таким образом, обращение к фондам современных общественно-политических организаций дает материал для проведения историко-биографических, а иногда и генеалогических исследований. Со временем значение источников по социально-политической истории России, содержащихся в фондах общественно-политических объединений ЦАОДМ, будет только возрастать, соответственно будет возрастать и значение указанных нами документов. На сегодняшний день, в силу того, что такого рода документы содержат в основном информацию о живущих и активно действующих людях, они объективно ещё не могут быть восприняты как исторический источник и  не всегда могут быть доступны постороннему исследователю, так как любой государственный архив должен ограничить доступ исследователей к документам, «содержащим информацию о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни конкретного лица, если не истек срок в 75 лет с момента создания таких документов». Такое ограничение может быть снято только при наличии у исследователя письменного, нотариально заверенного распоряжения «субъекта персональных данных или его наследника третьему лицу на ознакомление с ними» (Основные правила работы государственных архивов РФ. – М., 2002. – С. 179–180). Поэтому сейчас главной задачей архивистов является именно сохранение для будущих историков этого вида документов в комплексе всего документального наследия современной общественно-политической жизни.
 
В ноябре 2002 г. Русское генеалогическое общество планирует проведение Шестых Петербургских генеалогических чтений, объявленная тема которых «История российской генеалогии в людях: Галерея отечественных генеалогов». 
Чтения пройдут в Российской национальной библиотеке.
Контактные телефоны: (812) 110-57-72, (812) 430-48-42.
E-mail: igi@nlr.ru; sakharov@ns5202.spb.ru