На первую страницу

    «Каков будет Ваш положительный ответ?»

    М.Б.Оленев
    2005 г.

    Часть I. Личная, большого общественного интереса не вызывающая, но чрезвычайно важная! Потому как именно на этом и «прокололся» Глеб Жеглов!

    Генеалог (да и любой ученый-историк) – не сапер, поэтому он не ТОЛЬКО ИМЕЕТ ПРАВО, НО И МОЖЕТ ОШИБАТЬСЯ столько, сколько ему будет позволять фантазия (ну и совесть, конечно). Ему за это ничего не будет, ведь в Конституции РФ записано священное право каждого гражданина на свободу слова.
    К чему это я? К тому, что желания (не важно какие) порой частенько перевешивают здравый смысл (т.е. реальные факты) и их интерпретация в устах (или строках) различных ученых начинает преподноситься как само собой разумеющееся, то бишь, истина в конечной инстанции (естественно, это касается и моих рассуждений).
    А вот здесь-то и кроется основное заблуждение: если это сказал товарищ (или господин Смирнов), то почему мы ему должны верить больше, нежели товарищу (или господину) Сидорову? Яркий пример тому – древнерусские летописи. Не скрою, что многих истории с летописями прямо-таки запутали.
    Во-первых, любой историк Вам скажет, что, как таковых летописей нет. Есть многочисленные летописные списки, самые ранний из которых датируется концом XIII- началом XIV в. (т.н. Синодальный харатейный список Новгородской 1-й летописи старшего извода). Сведения в этих списках подчас различаются как Небо и Земля, но, тем не менее, во многих публикациях даты и события, почерпнутые из этих летописных списков, выстраиваются в хорошо всеми усвоенную хронологию российской истории.
    А уж про школы и говорить нечего! «Написано в летописи», «сообщают летописи» - эти словосочетания сплошь и рядом встречаются в учебниках по «Москвоведению» и «Истории», начиная со 2-го класса! Уже многие исследователи признают, что так называемая древняя история России – ни что иное, как литературная обработка истории.
    По-моему, давным-давно пора опубликовать не перечень летописей (редакций и сводов), а хронологический перечень летописных списков, начиная с Синодального (харатейного) пергаменного, являющегося древнейшим! И придерживаться именно этого, хронологического порядка (т.е. времени появления документа на свет).
    Зачем? А очень просто. Загляните в любую энциклопедию, в любой справочник и везде есть одна и та же информация: «по словам летописца», «по данным летописи» и т.п. Причем даты, как правило, приводятся в хронологическом порядке, абсолютно не взирая на то, КОГДА ВПЕРВЫЕ и ГДЕ ИМЕННО эти даты появились. Об этом я уже упоминал в своей работе «Список древнейших сел и деревень Рязанской области, упоминаемых в описаниях и частных актах нач. XIV- нач. XVII вв.».
    Простой пример: один источник, более древний (например, XVI века), Вам называет дату, к примеру, 1500 год, а более поздний (допустим, XVII столетия) – 1400 год. Какому из них Вы будете доверять больше? Автор первого источника – очевидец, ведь он описывает события, происходившие у него на глазах. Второй – события, происходившие за 300 лет до его рождения. Тем не менее, большинство идет по самому простому пути: стремление «удревнить» приводит к тому, что более ранняя дата (но из более позднего источника) заслоняет собой все остальные. Таким образом, в большинстве публикаций сам источниковедческий анализ уже отходит на второй план, а на первый выходят факты, упомянутые этим источником.
    Да, не спорю, А.А.Шахматов – великий ученый, который положил начало критическому изучению древнерусских летописных сводов. Но (и это признает мой учитель И.Н.Данилевский, см. учебник по источниковедению) недостаток подхода А.А.Шахматова заключается в том, что критический анализ источника фактически сводится к изучению истории его текста. При этом за пределами исследователя остается большой комплекс проблем (не буду уж перечислять, каких именно).
    Но, когда Вам говорят, что данный факт почерпнут из летописи, Вы всегда вправе задать вопрос: а что конкретно имеет в виду сказавший? К настоящему моменту известно более 200 разновременных летописных списков, многие из которых были написаны 3-4 различными почерками. Древнейший из них датируется XIII-XIV вв.
    Из какого именно списка взята информация? Можно ли доверять в таком случае полученный информации, если летописец рассказывает нам о событиях, происходивших за 200-300 лет до его рождения?
    ПОМНИТЕ:
    «А ПИСТОЛЕТ, ШАРАПОВ, ПЕРЕВЕСИТ СОТНЮ ДРУГИХ УЛИК!»
    Вот и я о том же – именно на этом и прокололся опытный Жеглов! Мне кажется, что в данном случае необходимо уподобляться следователю, ведущему уголовное расследование. Здесь, как известно, «слова к делу не пришьешь»!
    Это только незабвенный Андрей Януарьевич Вышинский попытался сделать в 30-е гг. Что из этого получилось – всем хорошо известно.
    Самая серьезная ошибка генеалога, которая подстерегает его на пути – попытка выдать желаемое за действительное.
    ВЕЛИК СОБЛАЗН!
    А суть его в том, что отсутствие 100-% доказательств подчас заменяет домысел (или, скажу мягче, версия) автора. Причем, сам автор об этом говорит либо вскользь, либо не упоминает вовсе, а для других создается целостная картина, принимаемая многими за ИСТИНУ! Приведу ряд примеров (заодно покритикую и себя самого – а то, что это за критика такая, если указывать только на чужие огрехи).
    Пять лет назад Историко-родословное общество издало книгу датского историка Джона Ховарда Линда «Ингерманландские «русские бояре» в Швеции. Их социальные и генеалогические корни», написанную еще в 1984 году  . Особенно интересна, по моему мнению, статья историка, посвященная новгородскому роду Аминевых.
    В ней речь идет о том, КАК ИМЕННО известный русский генеалог Петр Долгоруков XIX столетия составлял родословное древо этого рода. Долгоруков придерживался своей собственной версии, которую, по правде сказать, он никому не озвучил. А зря! Ход его мыслей был бы очень интересен и поучителен.
    Попутно замечу, что в большинстве своем так поступают практически ВСЕ ГЕНЕАЛОГИ. На божий свет всегда является ИТОГ в виде росписи, древа и т.п. Т.е. – законченная мысль. А вот, как и почему так именно рассуждал составитель этого самого древа (или росписи) всегда остается «за кадром». Иными словами, опускаются вопросы: а почему именно такой-то является сыном такого-то, с какой стати вот этот отнесен в братья вот тому, на каком основании у этого предком записан следующий товарищ.
    В результате все, кто обозревает конечный труд исследователя, практически 100-% уверены в том, что тот не допускал ошибок. Вот как раз именно этот момент особенно интересен в статье Дж.Х.Линда.
    Итак, краткое содержание. В Доме дворянства Швеции хранятся генеалогические росписи семьи Аминовых XVIII в.   Увидев в росписи среди предков Аминевых владельца имения Ратшан (или фон Ратшан) и родственника с фамилией Курицын, Долгоруков быстро «расшифровал» эти, непонятные на первый взгляд, данные (ВОТ ОН – ХОД МЫСЛЕЙ-ТО!):
    - «Ратшан» - это мифический Ратша, современник Александра Невского! Все просто! В незадолго до того опубликованных родословных книгах, и в Бархатной книге Долгоруков нашел среди многочисленных родов, ведших происхождение от Ратши, и род Курицыных; и одна из ветвей этого рода как раз заканчивалась на Иване Амине Курицыне.
    ЕЩЕ ОДИН ДОВОД!
    В результате получилось, что Аминевы – Ратшичи и родственники Курицыных.
    ВСЕ!
    Эта логика, как повествует Дж.Х.Линд, «убила» любые последующие – никому в голову и не пришло проверить умозаключение известного русского генеалога! Никому, кроме самого Дж.Х.Линда.
    Не буду утомлять Вас дальнейшим пересказом всей статьи – кому интересно, может прочитать ее самостоятельно. Важен факт: не раскрывая логики своих действий в генеалогических изысканиях, мы ставим себя в ряд непогрешимого Папы Римского (кстати, единственного человека на земном шаре, кому, действительно, дано такое право по закону).
    Ну да ладно. Чего тыкать пальцем в кого-то? Как говориться, начни с понедельника и с себя самого. Что я и сделаю.
    Вот Вам конкретный пример.
    Итак, я – Оленев Максим Борисович, 1968 г.р., сын Оленева Бориса Владимировича и Касьяновой Веры Сергеевны.
    Чем я могу это подтвердить? Самым первым документом, который появляется у человека и остается с ним на всю жизнь – свидетельством о рождении.
    В некоторых Законах записано, что основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации является паспорт гражданина РФ (см. п. 1 Положения о паспорте гражданина РФ). У меня этот пункт вызывает большие сомнения. Паспорт в настоящих условиях удостоверяет ТОЛЬКО прописку человека, т.е. факт прикрепления его к конкретному месту и по большому счету нужен для того, чтобы показывать его сотрудникам милиции. А вот, например, чтобы вступить в права наследства, нашего любимого «основного документа» уже не хватает.
    НЕ ХВАТАЕТ КАК РАЗ СВЕДЕНИЙ, КОТОРЫХ В ПАСПОРТЕ НЕТ!
    А есть они только в Свидетельстве о рождении. Раньше его называли «метрикой», поскольку выдавалось оно на основании записи о рождении из метрической книги. Пока жители сел и деревень оставались на своих местах, такие документы им были ни к чему. Но, как только возникала необходимость куда-то поехать (на заработки, например, или в город - торговать), документ, удостоверяющий личность, должен был быть.
    В справочнике «Рязанские крестьяне в прессе («Рязанские губернские ведомости» за 1917 г.) приведено достаточно количество примеров, когда крестьяне теряли документы, выдаваемые волостным правлением. А без них даже продать картошку на рынке было ой, как нелегко.
    ЧУВСТВУЕТЕ СВЯЗЬ ВРЕМЕН? ПРОШЛЫХ И НЫНЕШНИХ?
    Уж, не знаю, за какой такой надобностью, но моя прабабушка в сер. 30-х гг. получила Свидетельство о рождении, выданное органами НКВД. Вот оно:

    Здесь придется Вас «утомить» перечислением некоторых особенностей моей родословной. Что ж, потерпите немного.

    ЛУЧШЕ КРИТИКОВАТЬ СОБСТВЕННУЮ «ШКУРУ»,
    ЧЕМ ТЫКАТЬ ПАЛЬЦЕМ В КОГО-ТО!
    Вот краткий путь по предкам:
    Максим Борисович --> Борис Владимирович --> Владимир Семенович --> Семен Андреевич --> Андрей Михеевич --> Михей Феоктистович --> Феоктист Данилович
    Т.е., мне необходимо подтвердить каждую стрелочку в этой схеме. И не просто подтвердить, а так, чтобы НИ У КОГО НЕ ОСТАЛОСЬ и тени сомнений в правоте моих доводов.
    ЭТО ОЙ КАК НЕЛЕГКО!
    Итак. Я сам, собственной персоной – первый в этой «очереди». В моем свидетельстве (II-РБ №843943, выданном 14 января 1969 г.) записано, что моими родителями являются Оленев Борис Владимирович и Оленева Вера Сергеевна -
    Мой отец, Оленев Борис Владимирович, сын Оленева Владимира Семеновича и Рачковой Прасковьи Павловны. И этот документ есть в моем семейном архиве (РР №085160, выданное 1 октября 1941 г.):
    А вот подтвердить, что отцом моего деда, Оленева Владимира Семеновича (1914-2001), являлся мой прадед, Оленев Семен Андреевич (1886-1940), я не смогу НИКОГДА. Метрические книги с. Мурмино в Рязанском областном архиве (ГАРО) сохранились лишь до 1907 г.  Куда они подевались – это второй, отдельный вопрос, ответ на который – сплошное гадание. К теме совсем не относится.
    В любом случае, если бы мой дед, по какой-либо причине захотел бы иметь свидетельство о своем рождении, туда бы вписали те данные, КОТОРЫЕ ОН УКАЗАЛ БЫ САМ! Просто это свидетельство так ему и не понадобилось.
    Удалось отыскать лишь дату рождения старшей сестры деда, Марии Семеновны <ГАРО. Ф. 627. оп. 249б. д. 313. л. 202>:
    «8 марта 1906 г. [Родилась] Мария, дочь села Мурмина крестьянина Семена Андреева и Пелагеи Петровой Оленевых. Восприемники – Иван Петров Жидков и Анна Федоровна Жидкова».
    УЖЕ ПРОБЛЕМА!
    Это, когда был жив прадед, он и прабабушка могли подтвердить сам факт рождения деда и родства вообще. Сейчас же, по прошествии многих лет, когда всех вышеупомянутых людей нет в живых, остается ссылаться только на МОИ СОБСТВЕННЫЕ СЛОВА!
    В ДАННОМ СЛУЧАЕ – Я ЯВЛЯЮСЬ КРИТЕРИМ ИСТИНЫ,
    А ТОЧНЕЕ МОИ СЛОВА!
    Почему? Потому, как только я один знаю, где я владею 100-% доказательствами, а где только интерпретирую факты в нужном мне русле!
    Это я к тому, что, А ВДРУГ Я ОШИБСЯ? Или «подогнал» факты таким образом, как мне было удобнее? Давайте смотреть дальше.
    Не удалось заполнить «пробел», связанный с рождением деда и с помощью исповедальных ведомостей. В фонде Рязанской духовной консистории (духовные книги) сохранилась лишь «Ведомость о церквях, церковнослужителях, количестве дворов и прихожан Рязанского уезда за 1916 г. <ГАРО. Ф. 627. оп. 175. д. 51. л. 78>.  Списка жителей здесь нет, есть только описание энциклопедического характера: храм такой-то в селе таком-то, церковный староста (Ф.И.О.), священник (Ф.И.О.), церковь построена и т.п. К тому же документы именно этого фонда очень сильно пострадали – такие дела есть по 1909 г. включительно и 2 дела за 1916 и 1917 гг. В последнем – только села Ершово, Гришино и Екшур.
    Именно отсутствием (по различным причинам) необходимых сведений в ГАРО за 1914 и 1917 гг. (годы, когда, собственно и появились на свет мои дедушка и бабушка), я и объясняю тот факт, что в паспортах у них были проставлены даты (а может быть, и годы?!) «по памяти». В частности, место рождения деда – г. Санкт-Петербург.
    Конечно, можно было бы поехать в город на Неве и пролистать метрические книги ВСЕХ городских церквей за 1914 год, год, когда родился мой дед. Однако, эта задача – из разряда повернуть Землю. Соглашусь – к настоящему моменту я этого не сделал, и неизвестно, буду ли вообще предпринимать этот «сизифов труд». Пока непосильность выполнения задачи перевешивает  любопытство.
    Именно поэтому я обречен получить какую-то информацию в нашем российско-советском ЗАГСе. В силу того, что НЕ МОГУ подтвердить отцовство моего прадеда по отношению к моему деду!
    БРЕД, КАЗАЛОСЬ БЫ!
    Кстати, еще один любопытный факт. Дату рождения своего прапрадеда по материнской линии (Антона Федоровича Касьянова) я знал со слов своего дедушки, Сергея Алексеевича – эта дата была записана на памятниках на могиле Касьяновых в с. Петровском и, естественно, во всех записных книжках дедушки. Но, работая с документами ЦИАМ, я пролистал метрические книги за 1859 и 1860 гг. (на всякий случай!) и НЕ ОБНАРУЖИЛ в них факт рождения Антона Федоровича! Еще одна загадка! Поэтому, пока я придерживаюсь общепризнанной в нашей семье точки зрения на этот счет – год рождения А.Ф.Касьянова 1859-й.
    А всякий случай, оказывается, бывает не так уж и редко. Так, мне удалось «подправить» даты рождения своих предков:
    У Семена Андреевича Оленева – 1886 вместо 1885 гг.
    У Алексея Антоновича Касьянова – 1881 вместо 1880 гг.
    Первоначально эти даты встречались мне в записях моего деда, затем появились на могильных памятниках:
    Хорошо, что эти даты удалось «подправить», как говориться, «не сходя с места»; оба моих прадеда родились как раз в тех местах, где предки жили испокон веков.
    А ВОТ ЕСЛИ БЫ ОНИ КУДА-НИБУДЬ УЕХАЛИ В ЭТОТ МОМЕНТ?
    Пока я не знаю рецепта этой «кухни»: то, что приходит в голову, является трудно- и (скажу честно) слабо-выполнимым. Но, вернемся к теме.
    Уже среди моих не таких уж и далеких предков (всего-то ДЕД!) появилась «проблема», которая может доставить немало хлопот. Так, например, мне вряд ли удасться получить в ЗАГСе какие-либо документы, касающиеся моего прадеда. Факт своего с ним родства ДОКУМЕНТАЛЬНО я подтвердить не смогу.
    Родителей прадеда я также установил с помощью метрических книг <ГАРО. Ф. 627. оп. 249б. д. 306. л. 86об>:
    «31 января 1886 г. [Родился] Семен, сын села Мурмина крестьянина Андрея Михеева Аленева и Анны Сергеевной. Восприемники – Ефрем Григорьев Конкин и Иван Антонов Мысякин».
    Подтвердить родство всех своих следующих предков я смогу с помощью данных ревизских сказок – в переписях обязательно указывалась степень родства.
    Имя, отчество Степень родства Местонахождение источника в ГАРО(где об этом сообщается)
    Андрей Михеев Сын Михея Феоктистова Ф. 129. оп. 31. д. 147. л. 798. {1850 г.}
    Михей Феоктистов Сын Феоктиста Данилова Ф. 129. оп. 31. д. 120. л. 833. {1834 г.}
    Феоктист Данилов Племянник или внук Ивана Алексеева (??) Ф. 129. оп. 31. д. 68. л. 575. {1795 г.}
    Подтверждением этому являются фотокопии с ревизских сказок 1811-1858 гг.
    Степень родства Феоктиста Данилова по отношению к Ивану Алексееву точно установить не удалось. В ревизии 1795 г., когда еще был жив Иван Алексеев Аленев (1731-1804), он записан как «племянник», а уже в следующей, 1811 г., после смерти Ивана Алексеева, как «внук». Где более точная информация – неизвестно. Приоткрыть завесу над этой тайной могли данные ревизии 1782 г., но, к сожалению, в ГАРО нужных листов как раз и нет: от всего села сохранилась лишь переписи первых 10-15 дворов.
    Ясно одно: Феоктист Данилов был принят в семью Аленевых и жил там на законных основаниях – это ЗАФИКСИРОВАЛИ переписчики.
    Идем далее:
    Феоктист Данилович --> Иван Алексеевич --> Алексей Никифорович -->
    Никифор Ларионович --> Ларион Максимович --> Игнатий Федорович
    Чтобы установить, что Иван Алексеевич являлся сыном Алексея Никифоровича мне пришлось попотеть. Необходимые сведения могли содержаться в ревизиях за 1744 и 1762 гг. Но по нужному мне объекту их не оказалось. Пришлось «ликвидировать пробел» с помощью исповедальных ведомостей за 1741 и 1755 гг.
    Имя, отчество Степень родства Местонахождение источника(где об этом сообщается)
    Иван Алексеев Сын Алексея Никифорова ГАРО. Ф. 627. оп. 58. д. 145. св. 22. л. 103 {1741 г.}
    Алексей Никифоров Сын Никифора Ларионова РГАДА. Ф. 1209. оп. 2. д. 13437. л. 593 {1706 г.}
    Никифор Ларионов Сын Лариона Максимова РГАДА. Ф. 1209. оп. 1. ед. хр. 13343. л. 26об {1678 г.}
    Т.о., я без особого труда могу проследить (и подтвердить!!) собственных предков до 1678 г., т.е. на протяжении 300 с лишним лет!
    Большие проблемы возникают с моими предками в середине XVII столетия. Данные переписи Л.М.Раевского 1646 г. почему-то ничего не сообщают о Ларионе Максимове. Остается лишь строить версии насчет того, почему его нет в списке жителей именно за этот год (своей, кстати, у меня нет). Он есть в 1678 г. и, вполне возможно, именно он упоминается в самой первой переписи Старорязанского стана 1636 г. А вот в 1646 г. его НЕТ!
    Вот выписки из переписных книг XVII века.
    {1678 г.  }
    (д) Ивашка. У него братья Самошка да Ивашка да Микитка (?) Алексеевы дети Истомины. У Ивашки большего сын Карпунка (?). У Самошки сын Ивашка 3 лет. У меньшого Ивашки дети Мишка 6 лет да Антипка 3 лет. У Микитки сын Тишка (?) 2 лет.
    (д) Антошка Максимов. У него дети Митка да Елистратка да Федка 7 лет. У Митки сын Петрушка 2 лет. У него пасынок Микитка Лукьянов.
    (д) Ларка Максимов. У него дети Васка да Алешка. У Васки дети Никифорка 9 лет да Минка 7 лет да Пашка 5 лет

    (д) Васка. У него брат Лунка Васильевы дети. У Васки дети Фролка да Петрушка 5 лет. У Лунки сын Гришка 10 лет
    Мой предок выделен жирным шрифтом. Я сознательно привожу списки всех жителей, живших в соседних дворах – это пригодится.
    А вот данные «промежуточной» переписи:
    {1646 г.  }
    (д) Дружинка да Володка Брыковы. У Дружинки сын Федка 5 лет. У Володки два сына: Сидорко да Нифантко 3 лет
    (д) Кузка да Савка да Васка Макаровы.
    (д) Архипко Тимофеев с сыном Олешкою. У Алешки сын Ивашко 9 лет.
    (д) Офонка Баженов
    Ларки Максимова нет! Есть все окружающие его люди, а его самого НЕТ!
    И вот, наконец, самый первый документ:
    {1636 г.  }
    (д) Гришка Тимофеев сын Брыков з детми Дружинкою да Володком да с племянниками Олешком да Куземкою да с Савкой Макаровыми детми Тимофеева
    (д) Архипко Тимофеев з братом Баженком. У Архипка сын Истомко. У Баженка сын Офонка. Да с ними живет зять Игнатко Федоров с пасынками с Ывашком да с Ларком Максимовыми детьми Остафьева
    (д) Тимофейко Данилов сын Пух прозвище Малево (? – читается плохо, М.О.) з детми с Покитком да с Офанком. А у Покитки сын Ивашка да у нево ж племянники Сенка да Данилко Васильевы дети Федерякова. А у Сенки сын Онтонко. У Данилки сын Петрушка да у него ж Сиротко внучата Ортемка да Микитка Безсоновы дети Федерякина ж да Овдокимко Корнилов да Созонко (?) Власов да Ивашко Левонтьев сын Малого
    Итак, любой мало-мальски грамотный исследователь может задать мне вопрос, на который я не в состоянии буду ответить 100-% утвердительно:
    «С чего именно ты взял, что Ларка Максимов, упоминаемый в 1678 г. и Ларка Максимов сын Остафьева, фигурирующий в 1636 г., одно и то же лицо?»
    Придется ответить честно! Есть только 2 критерия, которые позволили мне сделать этот вывод:
    1) совпадение имени и отчества
    2) определенный порядок перечисления жителей сельца
    Все! Для 100-% утвердительного ответа этого явно недостаточно. В первом случае (1636 г.) речь идет о Ларионе Максимове и его отчиме. Во втором (1678 г.) – о Ларионе и его детях.
    СПОРНО? БЕЗУСЛОВНО!
    Но, если я привожу свое генеалогическое древо, то об этих сомнениях Я НИГДЕ НЕ УПОМИНАЮ! Широкой публике представляется только ЗАКОНЧЕННАЯ ЧАСТЬ, доведенная до 1636 г.
    В свой «плюс» могу добавить лишь то, что, глядя на приведенные выше перечни, никто другой ничего ИНОГО предложить не сможет. Наверное, это третий, последний и, САМЫЙ ГЛАВНЫЙ КРИТЕРИЙ.
    К чему это я все привел? А к тому, что, публикуя даже собственную родословную, Я САМ ЛИЧНО сталкиваюсь со многими «спорными» и весьма «скользкими» моментами. Как работает моя мысль, в данном случае НИКОГО не интересует – важен результат.
    КАК ХОРОШО ЗНАКОМО –
    ДАЕШЬ! ПЕРЕВЫПОЛНИМ! ДОГНАТЬ И ПЕРЕГНАТЬ!
    Так и хочется добавить при этом:
    ОСТОРОЖНО – ГЕНЕАЛОГИЯ!

    Часть II. Вызывающая большой общественный интерес. Не менее важная, т.к. мы все на этом «прокалываемся»!

    Итак. Я предлагаю обратиться к опыту судебной системы с использованием присяжных заседателей. Зачем? А вот вспомните, кто они, и каковы их функции. Присяжные заседатели, выслушав все доводы защиты, обвинения (ну и, естественно, последнее слово подсудимого), должны прямо ответить на вопрос судьи: виновен ли подсудимый в предъявленных ему обвинениях. По сути, присяжные должны ответить «да» («виновен») или «нет» («не виновен»). Большего от них ничего не требуется – они не обязаны объяснять свою позицию суду. Их позицию оглашает кто-то один, и на конкретный вопрос судьи, он ДОЛЖЕН ответить также конкретно и лаконично.
    Поэтому я предлагаю пойти именно по такому пути – давать краткие лаконичные ответы («да»/«нет») на поставленные вопросы и не строить пока различные версии, чтобы не вводить никого в заблуждение.
    Еще раз подчеркну: я отнюдь не против (да и упаси Боже, мне таких прав никто не давал!) различных версий. Главное, чтобы версия не становилась каноном. Думаю, все хорошо помнят, что такое научный коммунизм в советское время! Достаточно аргументированный и логичный подход немецкого экономиста Карла Маркса превратился в единственно правильную АКСИОМУ (даже не теорию!) жизни. Все остальное сводилось к критике немаркистских подходов. В результате наши ученые плохо представляли себе и саму концепцию исторического развития К.Маркса, а из других знали только «слабые стороны», которые подвергались беспощадной «критике».
    Попытка построить генеалогическое древо «вождя народов» наталкивается на серьезные трудности. Прежде всего, на отсутствие источников.
    ПАРАДОКСАЛЬНО, НО ФАКТ!
    Если я, например, имеющий среди своих предков крестьян и ямщиков Рязанской и Московской губерний, могу проследить собственную родословную практически до времен Смуты, то из предков Иосифа Виссарионовича, которые также принадлежали к низшим сословиям, достоверно известен … лишь ОДИН ОТЕЦ!
    Не верите! Ну, давайте представим себя на месте присяжного заседателя, который отвечает на вопросы судьи.
    ОТВЕЧАЙТЕ КОРОТКО И ЯСНО,
    ОДНОСЛОЖНО!
    Не надо «растекаться мыслью по древу» - попробуем взять себя «в руки». В свое время в работе «Генеалогия советской партэлиты 20-30-е гг. ч. 1» я привел родословную роспись Джугашвили, составленную мной на основе различных источников.
    Сразу оговорюсь: во мне, прежде всего, «сработал» именно генеалог, а не историк-«сапёр». Тяга к законченной родословной перевесила критическое осмысление отдельных ее положений.
    Теперь пришло время подробно разобрать ее «по кусочкам» и, если потребуется, исправить недочеты.
    Исследователей, которые занимались родословием И.В.Сталина, довольно много. Тем не менее, наиболее значительные работы, которые, действительно изобилуют фактами, ссылками на архивные документы, не так уж и много. Наиболее полно попытался провести генеалогический поиск А.В.Островский – именно его работы   и приведенные в них факты я и возьму за «отправную точку».
     Итак,

    Колено I:

    1. Заза Джука-швили.

    ВОПРОС: Реальный ли это исторический персонаж? Подтверждается ли его существование (или деятельность) какими-нибудь историческими документами?

    ОТВЕТ: Да. Заза жил на рубеже XVIII XIX вв. и упоминается в одном-единственном источнике, «Показания меретского священника Иосифа Пурцеладзе коменданту г. Гори майору Рейху от 8 декабря 1805 г.», в котором священник из селения Мерети пишет:
    «Я знаю и видел, что к сыну кулар агаси Элизбару хаживали осетины, живущие по ту и Сю сторону, не проходило и ночи, чтобы одни из них не приходили, а другие не уходили. Элизбаром посылаемые люди были Джука-швили Заза и Таури-хата, но Заза чаще хаживал днем и приводил осетин по ночам». <Текст приведен по книге: Островский А.В. Кто стоял за спиной Сталина? М., 2004. с. 78>.

    ВОПРОС: Когда был опубликован этот источник? Не при жизни ли Сталина?

    ОТВЕТ: Нет. Этот источник был опубликован в XIX в. (т.е. до рождения И.В.Сталина) в «Актах Кавказской Археографической комиссии (АКАК)». Т. 2. Тифлис, 1870. Приложение. С. 45.
    Таким образом, возможность «влияния» на исторический документ самого И.В.Сталина (или его окружения) исключается.

    ВОПРОС: Известно, где именно жил Заза Джука-швили?

    ОТВЕТ: Нет, не известно. Об этом не сохранилось никаких письменных свидетельств, поэтому любые размышления на этот счет – не более, чем предположения.

    ВОПРОС: Откуда известно, что именно Заза Дзука-швили был предком И.В.Сталина? Есть ли на этот счет документальные подтверждения – выписки из метрических книг и т.п.?

    ОТВЕТ: Нет. Информация о том, что предком И.В.Сталина был человек по имени Заза следует только из мемуаров современников. Причем у самих современников нет однозначного мнения на этот счет. В архивах сохранились воспоминания сына крестного отца Сталина А.М. Цихитатришвили:
    «У Джугашвили, — отмечал он, — был и дедушка, не то Зура, не то Заза (если только я не ошибаюсь, который находился в сношениях с князем Мачабели. После его смерти его дети и внуки вместе с частью деревни собрали свои пожитки и попросили нового владетеля Мачабели, бежавшего из персидского плена и известного своей добротой, поселить их куда-нибудь по направлению к Кахетии. Этот Мачабели как бежавший из плена был награжден тогдашним правительством большими поместьями и дианбегством в Йоркском ущелье до Тифлиса. Он уважил просьбы горцев и поселил их в селении Лило» <РГАСПИ. Ф. 558. оп. 4. д. 665. л. 109 (А.М. Цихитатришвили)>

    ВОПРОС: Но в данном случае А.М. Цихитатришвили точно не указывает, что именно Заза Джука-швили, упоминаемый в 1805 г., был предком И.В.Сталина. Откуда и когда появилось такое категоричное утверждение?

    ОТВЕТ: В 1939 г. была опубликована статья В.Каминского и Г.Верещагина «Детство и юность Сталина», где Заза Джугашвили был уже ПРЯМО назван прадедом И.В.Сталина:
    «Прадед Сталина по линии отца Заза Джугашвили участвовал в крестьянском восстании в Анануре (Душетский уезд Тифлисской губернии), был арестован, бежал в Горийский уезд и здесь стал крепостным князей Эристави. Снова принял участие в крестьянском волнении и снова бежал. Был пастухом в Геристави, а затем поселился в Диди Лило, селении близ Тифлиса» <Каминский В., Верещагин И. Детство и юность Сталина//Молодая гвардия. 1939. №12. с. 24>
    Авторы приводили слова Г.И.Елисабедашвили, сокурсника Сталина по духовной семинарии:
    «Есть сведения, что дед Виссариона жил в Анануре (Душетского района) и его звали Заза. Устроив восстание крестьян и спасаясь от князя Эристави, он сбежал в Горийский уезд. Здесь повторилось то же самое, и он скрывался в горах, где есть церковь Геристави. Когда там его проследили, он оттуда перешел в Диди Лило и жил там до смерти» <РГАСПИ. Ф. 558 (Сталин). Оп. 4. д. 655. л.12 (Елисабедашвили)>

    ВОПРОС: Можем ли мы на основании вышеприведенных данных однозначно утверждать, что Заза Джука-швили, упоминаемый в показаниях меретского священника в 1805 г., является прадедом И.В.Сталина?

    ОТВЕТ: Нет, не можем. Документальных подтверждений на этот счет не обнаружено.

    ВОПРОС: Известно ли еще что-нибудь о предках И.В.Сталина?

    ОТВЕТ: Все остальные сведения, касающиеся происхождения фамилии и первоначального места жительства – мемуарного характера.
    Н.И.Джугашвили (урожденная Циклаури, 1902-1975), жена троюродного брата Сталина (1949):
    «Мой свекор, Георгий Джугашвили, рассказывал, что их предки – выходцы из села Гери – переселились в селение Диди Лило. Он с удивлением добавлял, что ему непонятно это переселение, так как из окрестностей Диди Лило семь деревень сбежало из-за постоянных ветров» <ТФ ИМЛ. Ф. 2. ч. 1. д. 15. л. 48 (Н.И.Джугашвили); Уп.: Островский. С. 78>
    А.М.Цихитатришвили:
     «Предки Джугашвили рождены не в Гори. Они жили в селении Гери (Горийский уезд, Лихвинское ущелье). Как все крестьяне этого ущелья, они также были крепостными князей Мачабели», «о том, что живущие в Лило Джугашвили являются выходцами из Гери я слышал от как своего отца, так и от самой тети Кеке. Кроме того, в моей памяти не изгладилось, что Бесо и Кеке часто вспоминали Гери и ходили туда молиться как в молельню своих предков» <РГАСПИ. Ф. 558. оп. 4. д. 665. л. 108-109 (А.М. Цихитатришвили)>
    «По рассказу Ольги Касрадзе (близко стоящей к семье И.В.Джугашвили-Сталина) и крестьян из селения Диди Лило, фамилия Джугашвили произошла, как они слышали от самого Виссариона, следующим образом: их прадед жил в горах Мтиулетии [современная Осетия] и служил пастухом. Он очень любил животных, ревностно оберегал стадо от всяких невзгод и печалей, и поэтому ему дали прозвище Джогисшвили (что означает «сын стада»). Это прозвище позднее трансформировалось в фамилию Джугашвили» <ГФ ИМЛ. Ф. 8. оп. 6. д. 306. л. 7. Уп.: Островский. С. 77.>
    По данным И. Джавахишвили предки Джукашвили (Джугашвили) попали в с. Диди Лило из с. Джугаани (Кахетия). В своей работе автор использовал материалы очерка историка Иване Джавахишвили «О происхождении фамилии вождя народов» (1939 г.; очерк не был опубликован). Однако Джавахишвили признает, что некоторые грузинские фамилии под влиянием русского языка претерпели изменения, и в результате уничтожения древних архивов не возможности достоверно установить их происхождение и этимологию. <Уп.: Майсуразде И. Грузинские фамилии. Тифлис, 1950. с. 248. Кодолаев Г., Багаев Ч. Кто ты, Сталин? Цхинвал, 1995. с. 8-9.>
    Джугашвили – грузинская фамилия осетинского происхождения. В фамилии Джугашвили исходная форма – осетинская фамилия «Дзугата» (русск. – Дзугаевы). На грузинской почве имела место метатеза «з-ж» с добавлением в конце грузинского «швили». В соответствии с этой версией предки Сталина – выходцы из горных сел верховьев рек Большой и Малой Лиахвы Южной Осетии, откуда и переселились в с. Диди Лило. <Унбегаун Б.О. Русские фамилии. М., 1989. с. 186. Карсанов А. Документы и материалы к биографии И.В.Сталина//Ираф. 1995. №3,7>

    РЕЗЮМЕ: Нам известно, что в нач. XIX столетия существовал некий Заза Джузка-швили, который упоминался как участник одного из антирусских восстаний в Грузии. Это подтверждается историческим документом. О его дальнейшей судьбе, равно как и о прошлой жизни, источники ничего не говорят (по крайней мере, известные к настоящему моменту). Известно, что прадеда Сталина по линии отца, возможно, также звали Заза. Но эти сведения записаны со слов людей, знавших лично И.В.Сталина или его родственников. Они крайне субъективны. Нет никаких данных, которые позволяли бы утверждать, что между Заза Джука-швили и прадедом И.В.Сталина, которого, по словам Г.И.Елисабедашвили звали Заза, есть что-нибудь общее.

    Колено II:

    2(1). Вано (Иван, Иуане).
    3(1). Николо (Николай).

    ВОПРОС: Известно ли, кто был дедом И.В.Сталина? Подтверждается ли это какими-либо документами?

    ОТВЕТ: По сведениям А.Г.Матиашвили, впервые фамилия Джугашвили упоминается в документах селения Диди Лило в 1819 г. <Матиашвили А.Г. Из прошлого Диди Лило//Самгори. 1979. 19 декабря (на грузинском языке, перевод Мананы Арсошвили) Уп.: Островский А.В. Джугашвили и Мачабели//Известия РГО. СПб, 1996. с. 73>
    Первого Джугашвили звали Иосиф. У него был сын, получивший известность под именем Вано (Иван), но носивший еще несколько имен (факт, распространенный в Грузии того времени), в том числе имя Милий <Из записи беседы с А.Г.Матиашвили. Тбилиси. 16 июля 1996 г. Уп.: Островский А.В. Кто стоял за спиной Сталина? М., 2004. с. 79>
    Как утверждала жена одного из троюродных братьев И.В.Сталина, Н.И.Джугашвили, Вано имел брата Николо <ГФ ИМЛ. Ф. 8. оп. 2. ч. 1. д. 15. л. 48-49 (И.Н.Джугашвили)>
    В любом случае, к настоящему моменту тексты этих исторических документов, повествующих о существовании Иосифа Джугашвили в 1819 г. и о наличие у него сыновей Вано и Николо, не опубликованы. Поэтому, нам остается воспринимать «на веру» данные А.Г.Матиашвили.
    Простая логика подсказывает, что, если отца И.В.Сталина звали Виссарион Иванович, то, значит, дед носил имя Иван. Тем не менее, никаких данных на этот счет не опубликовано (пока я не утверждаю, что их нет вообще).

    ВОПРОС: Не наблюдается ли здесь противоречие между приведенными выше словами из воспоминаний Г.И.Елисабедашвили и сведениями А.Г.Митиашвили?

    ОТВЕТ: Да, наблюдается. Категоричное утверждение Г.И.Елисабедашвили о том, что прадедом И.В.Сталина был Заза Джугашвили не находит подтверждения. Если первого жителя селения Диди Лило из Джугашвили звали Иосиф, и у него был сын Вано (дед), то Заза прадедом быть никак не мог. Единственное «оправдание» для Зазы может служить объяснение, что в Грузии мужчины часто носили несколько имен. Однако, в данном случае это уже домысел.
    Предлагаю опять «остановиться» и не заниматься «гаданием».
    Итак,

    РЕЗЮМЕ: Чувствуете разницу? В своих воспоминаниях, А.М.Цихитатришвили ТОЧНО НЕ УКАЗЫВАЕТ, как звали прадеда И.В.Сталина и даже сомневается («не то Зура, не то Заза… если только я не ошибаюсь»). А Г.И.Елисабедашвили вообще ссылается на какие-то «сведения», которые уже противоречат архивным данным.
    Вано (Иван) же всплывает ТОЛЬКО ИЗ РАЗГОВОРОВ А.В.Островского с А.Г.Матиашвили. Если А.Г.Матиашвили удалось установить первого Джугашвили – жителя с. Диди Лило (1819), то почему до сих пор не приводятся хотя бы краткие выписки из источников с указанием этих данных? Для серьезной научной работы ссылки просто на то, что эти документы есть (пусть даже у кого-то), мне кажется немного несерьезно.

    Колено III:

    4(2). Виссарион (Бесо) Джугашвили.

    ВОПРОС: Известно ли, где и когда родился Бесо Джугашвили?

    ОТВЕТ: Нет, год рождения неизвестен. Возраст установлен по следующему документу – «Сведения о поднадзорном из дела№136 Вологодского жандармского управления» (1909): «Иосиф Виссарионович Джугашвили. Грузин из крестьян. Имеет отца Виссариона Иванова, 55 лет, и мать Екатерину, проживают: мать в Гори, отец ведет бродячую жизнь». <Уп.: Радзинский Э. Детство и юность Сталина//Огонек. 1996. №46. с. 43>
    В работе текст источника приведен не был. Не известно и местонахождение источника.

    ВОПРОС: Известно ли, где и когда умер Бесо Джугашвили?

    ОТВЕТ: Эти данные также неизвестны. Причем разные источники рисуют абсолютно различные картины его дальнейшей судьбы.
    В работе В.Каминского и И.Верещагина указано, что Виссарион умер в 1906 г. <Каминский В., Верещагин И. Детство и юность Сталина//Молодая гвардия. 1939. №12.>
    13 июля 1902 г., находясь под арестом в батумской тюрьме, при заполнении литеры «Б» на вопрос о родителях И.В.Сталин ответил: «Мать живет в г. Гори. Место жительства отца за последние 12 лет неизвестно» <ГИАГ. Ф. 153. оп. 1. д. 3431. л. 274об; Уп.: Островский. С. 95>
    Сама Е.Г.Геладзе утверждала, что ее муж погиб, когда Сосо было 11 лет, т.е. в 1890 г. <Levine I. don. Stalin. Der Mann von Stahl. Dresden, [б.д.].s.11>
    С.Аллилуева приводит более живописную (но, увы, ничем не подтвержденную версию гибели Бесо Джугашвили):
    «По семейным обстоятельствам однажды вновь возвратился с женой в отцовский дом. Когда Кеке собралась родить третьего ребенка, она вернулась в Гори - таков обычай: женщина должна рожать и первое время после родов находиться с ребенком у своих родных. Бесо также вынужден был уехать в Гори, чтобы помогать жене и сыну. Обстоятельства сложились так, что он не вернулся в Диди Лило. Некоторое время работал на обувной фабрике Адельханова в Тифлисе. Погиб в пьяной драке от удара ножом» <Аллилуева С. Двадцать писем другу. М., 1990. С. 121>
    По словам супругов Арсошвили, родственников Джугашвили и старожилов с. Диди Лило, Бесо было не под силу платить налог (3 рубля), и он был вынужден уехать на заработки в Гори. Там он поселился у Кулумбегашвили, осетина из Джерского ущелья, работал сапожником, женился. Известно, что двое его детей умерли в младенческом возрасте (Михаил и Константин). <Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. СПб, 2000. с. 184>
    В изложении Р. Такера последовательность событий иная: после смерти отца Бесо поселился в Тифлисе и нашел работу на кожевенном заводе Адельханова, где обучился сапожному делу. Через некоторое время он переехал в Гори, где устроился сапожником в кустарную мастерскую некоего Барамова. <Такер Р. Сталин. Путь к власти. 1917-1929 гг. М., 1991. с. 109>

    ВОПРОС: Какие есть документально подтвержденные сведения о Бесо Джугашвили, касающиеся И.В.Сталина?

    ОТВЕТ: Брак с Е.Г.Геладзе был заключен 17 мая 1874 г. Запись о бракосочетании сделал священник Николай Яковлевич Касрадзе в метрической книге горийского Успенского собора <ГФ ИМЛ. Ф. 8. оп. 5. д. 213; РГАСПИ. Ф. 558. оп. 4. д. 1. л.1> У них родилось трое детей.
    Запись в метрической книге горийского Успенского собора свидетельствует, что 6(18) декабря 1878 г. появился на свет сын В.И.Джугашвили и Е.Г.Геладзе - Иосиф (Cосо) Джугашвили и был крещен 17(29) декабря того же года <ГФ ИМЛ. Ф. 8. оп. 5. д. 213. л. 41-42; РГАСПИ. Ф. 558. оп. 4. д. 2. л. 1>.
    Восприемником при крещении Сосо был Михаил Шишоевич Цихитатришвили <ГФ ИМЛ. Ф. 8. оп. 5. д. 213. л. 144; РГАСПИ. Ф. 558. оп. 4. д. 2. л. 1>. Однако Е.Г.Геладзе почему-то назвала крестным отцом своего третьего сына Якова Эгнаташвили. Но на этот счет есть вполне разумное объяснение, не имеющее отношение к данной теме.
    Примечателен один факт. Дословно текст этой выписки приведен лишь в книге Э.Радзинского «Сталин»:
    «1878 год. Родился 6 декабря, крестился 17-го, родители - жители города Гори крестьянин Виссарион Иванович Джугашвили и законная  жена его Екатерина Георгиевна.  Крестный отец - житель Гори крестьянин Цихитатришвили. Совершил таинство протоиерей Хахалов с причетником Квиникидзе».
    При этом сама фотокопия данного документа (очень и очень важного применительно к нашему вопросу!) в публикациях не приводилась.
    Важный потому, что только там, в графе «родители» записан официальный отец И.В.Сталина. Важный потому, чтобы РАЗ И НАВСЕГДА положить конец разговорам о каком-то там полулегендарном происхождении И.В.Сталина.

    РЕЗЮМЕ. Можно было бы с превеликой радостью назвать Виссариона Джугашвили мифической личностью. Однако, он – реально существовавший исторический персонаж.
    Мало того, из всего вышеперечисленного (спрошенного и отвеченного) получается, что точно мы знаем лишь о двух документах, где фигурирует предок И.В.Сталина (точнее, его отец). Это – 1) запись о бракосочетании и 2) метрическая запись о рождении самого Иосифа Виссарионовича. Парадокс же заключается как раз в том, что на суд любителей представлена только строчка из книги Э.Радзинского, которую сложно назвать именно научной работой.
    Ни точной даты рождения, ни дальнейшей судьбы  Виссариона Джугашвили никто не знает!

    ОБЩЕЕ РЕЗЮМЕ. Прочитав все вышеперечисленное, многим, наверное, станет легче выносить собственное суждение насчет того, чем, в действительности располагают историки, описывая генеалогию «вождя народов».
    И для себя, в том числе, я сделал такую «разбивку» по пунктикам. Ничего лишнего – только «ДА» или «НЕТ».
    Теперь мне все ясно.

    А ВАМ?

  1. Джон Ховард Линд. «Ингерманландские «русские бояре» в Швеции. Их социальные и генеалогические корни». Пер. с датского Н.А.Охотиной-Линд. М., ИРО, Российский родословный фонд. Вып. 6-й. М., 2000.
  2. Часть материалов заключена в фонде фон Шантца, основная часть которого была сформирована в конце 1720-х гг. Другая часть хранится в фонде Окерстайна, где есть роспись, составленная в Лильендале в 1755 г. Хенриком Юханом Аминовым. И, наконец, среди т.н. «оригинальных росписей» хранится версия Хенрика Георга Аминова, датированная 1766 г.
  3. РГАДА. Ф. 1209. оп. 1. д. 13343. Лл. 26-26об
  4. РГАДА. Ф. 1209. оп. 1. д. 13339. Л. 1295
  5. РГАДА. Ф. 1209. оп. 1. д. 13322 (м/ф). Л. 290
  6. Островский А.В. Кто стоял за спиной Сталина? М., 2004
Rambler's Top100
TopList Союз образовательных сайтов