На главную ВСЕРОССИЙСКОЕ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО
На главную
На главнуюVGD.ru   Генеалогический сервисПлатные услуги   ФорумФорум   Контакты генеалоговКонтакты

№66. Генеалогия для начинающих - начальное и среднее образование

В этом разделе приведены материалы генеалогической рассылки, которая рассылалась нашим проектом в 2002-2003 годах. Автор рассылки - Людмила Бирюкова, в тот момент ведущая сайта. В настоящее время рассылка не функционирует.

    Тема рассылки - начальное и среднее образование. 
    Первые школы в Киевском государстве были созданы князем Владимиром Святославовичем, а князь Ярослав Мудрый прямо предписал священникам учить людей, но так далеко мы залезать не будем, мало кто в своих генеалогических исследованиях заходит в такую даль. Хотя еще и упомянем, что в 1564 году появилась в России первая печатная книга, а в 1634 появился первый русский букварь - тоже этапы в развитии образования. 
    А зачем вообще генеалогу сведения об образовании его предков, если отбросить как мотив обычное любопытство? А затем, что они могут помочь восстановить пробелы в родословном древе. Во-первых, в учебные заведения предоставлялись метрики. Во-вторых, там фиксировалось сословие. В-третьих, родитель учащегося по всем вопросам писал письменные заявления, содержащие описание причин его действий, так что, например, по этим запискам можно отследить такие события в жизни семьи как переезд, смерть ближайших родственников и прочая и прочая. Непосредственно в фондах этих учебных заведений все документы сохранились не всегда, но из каждого постоянно шли отчеты в вышестоящие инстанции, где уже и можно найти, так сказать, "концы". 
    Поэтому тема этой рассылки, заданная мне на форуме, весьма разумна, хотя и очень трудна и запутана. Поэтому высшее образование мы рассматривать не будем, про него и так многое известно, рассмотрим начальное и среднее. 
    Первую серьезную попытку ввести всеобщее начальное образование для всех лиц мужского пола кроме крестьян сделал Петр I - это как раз уже вполне распространенный для генеалогического изучения период. В этом ему помогали и частные лица. Например, с 1703 по 1715 в Москве работала частная гимназия учрежденная пастором Эрнстом Глюком, которую закончили 300 человек. Феофан Прокопович 15 лет содержал школу для сирот и детей бедных родителей, которую окончили 150 человек. 
    А Петр в 1701 основал в Москве Школу математических и навигацких наук - учебное заведение для подготовки специалистов военно-морского флота, судостроителей, геодезистов, инженеров. Окончившие школу назначались также учителями во вновь создаваемые цифирные школы, артиллерийские, инженерные, адмиралтейские и др., работали чиновниками гражданских учреждений. Школа размещалась в здании Сретенской, или Сухаревой, башни, на верху которой была открыта астрономическая обсерватория с телескопом. Туда принимались подростки и юноши 12-20 лет всех сословий, кроме крепостных. Нуждающиеся находились на полном государственном обеспечении. Курс обучения в школе состоял из трёх ступеней (классов, или школ): в начальной, т. н. русской, школе обучали чтению, письму, основам грамматики и началам арифметики; в цифирной (арифметической) школе - арифметике, геометрии, плоской и сферической тригонометрии; в высших, навигаторских классах - математической географии, астрономии, черчению, геодезии, навигации и др. Большинство учащихся, главным образом недворянского происхождения, ограничивалось первыми двумя ступенями, их направляли на подсобные работы во флот, писарями и др. Учащиеся высших классов проходили обязательную практику на морских кораблях, судостроительных верфях, на прокладке дорог и др. Чтобы уж закончить об этом учебном заведении скажем, что в 1715 навигаторские классы школы были переведены в Петербург и на их основе создана Морская академия (Академия морской гвардии). Русские и арифметические классы продолжали работу в Москве как подготовительная школа новой академии. Закрыты в 1752, после учреждения Морского шляхетного кадетского корпуса. 
    Самая главная затея Петра - цифирные школы, арифметические школы, то есть государственные начальные общеобразовательные школы для мальчиков, существовали в России в 1714-44. Они должны были открываться во всех губерниях и провинциях как школы обязательного обучения всех детей дворян и чиновников от 10 до 15 лет. Это требование позднее было распространено на детей духовенства и купечества. Туда допускались дети всех слоев населения, кроме крестьянских. В этих бесплатных светских школах, помимо овладения чтением гражданской печати, письмом и географией, основным был курс цифири - арифметики с началами геометрии. Ученикам запрещалось жениться, пока они не окончат Цифирную школу. Обязательную учебную повинность для дворянства, духовенства и купечества Петру I осуществить не удалось. В 1723 было 42 цифирных школы, а затем они начали сливаться с другими. В 1744 указ Сената "О соединении в губерниях и провинциях арифметических и гарнизонных школ в одно место" фактически положил конец существованию всех цифирных школ. 
    В 1721 в массовом порядке начали образовываться учебные заведения самого разного вида и рода. 
    Архиерейские школы, сословные низшие учебные заведения для детей духовенства, открывались с 1721 при архиерейских домах (церковно-административные учреждения). Предметами обучения являлись религия, чтение, письмо, а в некоторых также арифметика, латинский, греческий, славянский, древнееврейский языки. Начиная с 1737, они постепенно были преобразованы в духовные семинарии. 
    Гарнизонные школы, низший разряд военно-учебных заведений в России для детей солдат, основаны тоже в 1721. Были вновь открыты по уставу 21 сентября 1732; находились при воинских частях. Туда принимались мальчики 7-летнего возраста. Их обучали грамоте, арифметике и в зависимости от профиля школы - "артиллерийской и инженерной науке", "солдатской экзерциции", "художествам и мастерствам, кои армии и полкам потребны" (музыке, игре на флейте и барабане), писарскому делу, слесарному, плотничному, портняжному, сапожному и др. ремёслам. По указу 1758 все солдатские дети должны были пройти обучение. В возрасте 15 лет воспитанники зачислялись в армию. В 1798 гарнизонные школы были переименованы в "военно-сиротские отделения". 
    В 1725 была создана Академия наук. А в 1726 при ней была основана Академическая гимназия - первая в России светская средняя общеобразовательная школа. Срок обучения 5-летний. Основными учебными предметами были языки, словесность, история, география, математика, естествознание. В 1758-65 ее возглавлял М. В. Ломоносов. Закрыта в 1805 в связи с реформой системы народного образования. Также еще до реформы были созданы гимназии в Москве - при университете (в 1755) и в Казани (в 1758) 
    В 1764 Екатерина II утвердила "Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества". В 1786 был принят "Устав народным училищам в Российской Империи" и на его основе были открыты первые общеобразовательные всесословные школы в ряде губерний. Подготовкой и проведением реформы руководила Комиссия об учреждении народных училищ. В Петербурге Комиссия вела централизованную подготовку преподавателей для главных народных училищ губернских центров (4-классных с 5-летним сроком обучения). Малые народные училища (с 2-летним сроком обучения) обеспечивались учителями на местах. На местах руководили училищами Губернчкие Приказы общественного призрения. 
    Преподаватели народных училищ имели право обучать на дому, чем пользовались родители по каким-либо причинам не желавшие отдавать детей в публичную школу. Как правило, это были дворяне, военные и гражданские служители в офицерских чинах. 
    В 1732 в Петербурге был основан первый кадетский корпус под названием "Корпус кадет" (с 1752, после основания Морского корпуса, стал называться Сухопутным шляхетским кадетским корпусом, позднее - 1-й кадетский корпус). Там готовили не только офицеров, но и гражданских чиновников, дипломатов, судей и др. Обучались там только дети дворян. Морской кадетский корпус образовался из соединения Морской академии и Навигационной школы. В 1759 был основан Пажеский корпус, также готовящий дворян к военной службе. В 1-й половине 19 в. кадетские корпуса превратились в узко военно-учебные заведения, где учащиеся получали как общее, так и специальное военное образование. 
    Кантонистские школы, учебные заведения для кантонистов, возникли в начале 19 в., но на практике не все кантонисты в них обучались. Программа обучения включала чтение, письмо, счёт и закон божий. В них обучались дети с 7 (с 1824 - с 10) до 15 лет, после чего преобладающая часть учащихся зачислялась солдатами в войска сроком на 20 лет, остальные продолжали обучение до 18 лет и выпускались с унтер-офицерским чином. В 30-х гг. 19 в. появились особые кантонистские школы, подготовлявшие унтер-офицеров для различных родов войск. В связи с ликвидацией все эти школы были частью расформированы, частью преобразованы в училища военного ведомства. 
    Но вернемся немного назад. 
    В 1721 по инициативе В. Н. Татищева, управляющего уральскими горными заводами, открылись первые Горнозаводские школы Урала - на Кунгурском, Алапаевском и Уктусском заводах. В 1724 была учреждена Екатеринбургская школа повышенного типа. К 1737 горнозаводские школы существовали на Урале уже при всех крупных казённых заводах. В них принимались дети "нижних чинов и рабочих людей" горного ведомства в возрасте от 7 лет. Система заводских школ включала 4 основных типа: 1) начальную (словесную) школу, в которой преподавались грамота, чтение, письмо, пение; 2) арифметическую: главные разделы арифметики и геометрии, тригонометрия, черчение и некоторые теоретические основы горнозаводского дела; 3) немецкую (в Екатеринбурге), где изучение немецкого языка связывалось с физикой, механикой, техникой, и 4) латинскую (в Екатеринбурге, для детей высшего технического персонала, высшего духовенства и иностранных специалистов). Последние 2 типа школ просуществовали недолго. 
    С 1847 существовали 2 типа горнозаводских школ - школы при заводах и окружные училища, создаваемые при каждом горнозаводском округе. В окружные училища принимались лучшие выпускники заводских школ. В 1852 Екатеринбургская школа была реорганизована в Уральское горное училище, выпускавшее помощников инженеров. В 1879 заводские школы были переданы министерству просвещения и преобразованы в 2-классные начальные и городские училища. 
    Горнозаводские школы существовали также на Алтае. В 1753 канцелярия Колывано-Воскресенского начальства "определила учредить" их в Барнауле; затем они были открыты при Змеиногорском руднике, Павловском, Сузунском и Томском заводах. 
    В 1802 впервые было создано Министерство Народного просвещения, которое в 1803 выработало план организации единой системы образования. Страна была разделена на учебные округа - Петербургский, Московский, Белорусско-Литовский, Дерптский, Казанский и Харьковский. Руководство учебным делом в каждом округе осуществляли университеты. Планы эти, также как и степень сословности образования, неоднократно менялись. 
    В 1804 был введен "Устав учебных заведений, подведомственных университетам", согласно которому в гимназии принималась молодёжь по окончании уездных училищ без экзаменов, независимо от сословия. Гимназия имела 4-летний курс обучения. По Уставу 1828 вновь были введены сословные ограничения: гимназии предназначались для детей дворян и чиновников: из учебного плана были исключены философия, политэкономия, право, введены греческий язык, закон божий. В 1852 были утверждены 3 типа гимназий: 1) с естественной историей и законоведением с 5-го класса, в зависимости от подготовки к университету или к службе с добавлением для первых латинского языка; 2) с законоведением (для готовящихся к службе); 3) с латинским и греческим языками в большем объёме. 
    В это время организацией среднего образования занимались разные ведомства, в том числе министерство финансов, юстиции и военное министерство, соответственно и отчетность об обучающихся поступала в них. Параллельно с гимназиями и училищами существовали частные пансионы, в которых воспитывались дети дворян, купцов, разночинцев. Многие дворяне по-прежнему предпочитали домашнее образование, часто с помощью домашних наставников. Эти звания присваивались лицам, выдержавшим установленные испытания в университете, педагогическом институте, гимназии или уездном училище. Кроме педагогических знаний, требовались "добрые" нравственные качества, русское подданство, православное вероисповедание. Оба звания давали также право преподавать в частных пансионах и в младших классах городских училищ. Женские гимназии присваивали своим ученицам, окончившим основной курс и 8-й дополнительный класс и награждённым золотой или серебряной медалью, звание домашней наставницы, не имеющим медалей, - домашней учительницы. Домашние наставники считались состоящими на службе по ведомству Министерства народного просвещения; проработавшие более 25 лет имели право на получение от государства пожизненного пособия. 
    "Устав гимназий и прогимназий" 1864 установил следующие типы гимназий: 1) классические с греческим и латинским языками, с незначительным количеством часов на естествознание и физику; 2) классические с латинским языком; 3) реальная без древних языков, с естествознанием и физикой в большем объёме. Выпускники реальных гимназий допускались к конкурсным экзаменам в высшие технические учебные заведения, но в университет не принимались. Прогимназия - 4-классное учебное заведение, соответствовавшее четырём младшим классам гимназии. Учреждена в 1864, с 1866 получила право принимать экзамены на звание приходского учителя и на первый классный чин. В начале 20 в. в России было свыше 200 мужских, женских и военных прогимназий. 
    В 1871 был принят "Устав гимназий и прогимназий Министерства народного просвещения", по которому единственным типом гимназий признавалась 7-классная классическая Г. с 8-летним курсом обучения (7-й класс делился на 2 года) и с преподаванием латинского и греческого языков (на них отводился 41% учебного времени). Окончившие гимназию с золотой и серебряной медалями принимались в университет в первую очередь и без экзаменов, остальные также без экзаменов, но по конкурсу аттестатов. 
    В 1872 вместо реальных гимназий созданы реальные училища. В старших классах там преподавались прикладные предметы (механико-химико-технологические, коммерческие). Выпускники поступали в технические, промышленные и торговые высшие учебные заведения, но в университет не принимались. В 1888 реальные училища преобразованы в общеобразовательные учебные заведения, которые давали право поступать в университет на физико-математический и медицинский факультеты. 
    За это время кадетские корпуса тоже не оставались без реорганизаций. В 1863 они были преобразованы в военные гимназии, превратившись в общеобразовательные учебные заведения, но сохранив военную форму и полувоенный уклад. В 1882 эти гимназии были снова реорганизованы в кадетские корпуса с сохранением в основном общеобразовательные программы обучения. Эта реформа сводилась к большей военизации: замене гражданских воспитателей офицерами, усилению военной дисциплины. В военном отношении кадетские корпуса делились на роты; роты состояли из отделений. В пореформенный период в некоторые корпуса принимались дети недворянского происхождения, однако продолжали преобладать дети дворян, главным образом офицеров. Подчинялись корпуса Главному управлению военно-учебных заведений. 
    К этой же теме определенно относятся церковно-приходские и земские школы. 
    Церковно-приходские школы существовали при церковных приходах, преследовали в основном церковные цели, наставляли юношество в вере. В 1884 появились "Правила о церковноприходских школах", согласно которым создавались как одноклассные (2-годичные), так и двухклассные (4-годичные) церковно-приходские школы, в начале 20 в. они стали соответственно 3-и 5-годичными. В одноклассных преподавались закон божий, церковное пение, чтение церковной и гражданской печати, письмо, арифметика, в двухклассных, кроме того, давались сведения из истории. Управлял школами училищный совет Синода через епархиальные училищные советы. Обучение вели священники, дьяконы и дьячки, учителя и учительницы, окончившие главным образом церковно-учительские школы и епархиальные училища. 
    Земства - органы местного самоуправления - созданы в 1864. Губернские и уездные управы действовали в 34, а к 1914 в 43 (из 60) губерниях. Земские школы открывались в сельских местностях. К 1911 1/4 школ имели 3-летний срок обучения и являлись однокомплектными (не более 50 учащихся с 1 учителем), остальные - 4-летний и были двухкомплектными (более 50 учащихся с 2 учителями). Земства не имели права вмешиваться в учебно-воспитательную деятельность школ. Там должны были изучаться: закон божий, чтение, письмо, арифметика и, по возможности, пение, но нередко учащимся давали также элементарные сведения по природоведению, географии, истории. Создавались профессиональные начальные учебные заведения - ремесленно-промышленные и учебно-показательные мастерские и сельскохозяйственные земские школы. Открывались также средние специальные учебные заведения (сельскохозяйственное, медицинское, ветеринарное, педагогическое). Земства открывали также воскресные школы, повторительные классы для взрослых, библиотеки-читальни, музеи кустарных промыслов и др. Школы эти не всегда имели успех. Например, в 1877 г. Можайскому земству пришлось решать вопрос о закрытии 3-х школ "в виду совершенной бесполезности затрат на их содержание, т.к. успехи обучения и число учащихся в них были самые ничтожные". 
    Воскресные школы хоть и являются учреждениями начального образования, скорее всего не относятся к рассматриваемой теме. Это общеобразовательные школы для взрослых (рабочих, крестьян, ремесленников, служащих). Занятия там проводились по воскресным дням. Одна из первых школ была открыта в 1858 в Полтаве кружком учителей гимназии, кадетского корпуса, женского института и др. В течение 2-3 лет в Петербурге, Москве и других городах России было открыто около 300 воскресных школ, которые революционные демократы использовали для пропаганды своих идей. В 1862 все они были закрыты, а по Положению о начальных училищах 1864 вновь разрешены, но приравнены к начальным школам и подчинены строгому надзору инспекции народных училищ. 
    Отдельно рассмотрим женское образование. 
    Смольный институт благородных девиц основан в 1764 в Петербурге при Воскресенском Смольном Новодевичьем монастыре под названием "Воспитательное общество благородных девиц" как закрытое привилегированное учебное заведение для дочерей дворянской знати (200 воспитанниц). В 1765 при нем открылось отделение "для мещанских девиц" (недворянских сословий, кроме крепостных крестьян, их тоже туда приняли 200). Позже были открыты Екатерининский институт в Петербурге (1798), в Москве (1802), Харькове (1811) и в некоторых других губернских городах. В 1796 Смольный институт вошёл в Ведомство учреждений императрицы Марии. Учебный план включал "закон божий", иностранные языки (главным образом французский), русскую словесность, арифметику, историю, географию, рисование, музыку, танцы, рукоделие и различные виды домоводства, правила "светского обхождения" и др. Срок обучения - 7-8 лет (возраст воспитанниц от 6 до 18 лет). В 1848 в Смольном институте открылся педагогический класс, мещанское отделение было преобразовано в Санкт-Петербургское Александровское училище. Учебный курс Смольного института приравнивался к курсу женских гимназий. 
    Ведомство учреждений императрицы Марии - довольно важная часть системы образования. Это управление ведало институтами благородных девиц, женскими (так называемыми мариинскими) гимназиями и училищами, сиротскими приютами, учебными заведениями для слепых и глухонемых, богадельнями и некоторыми больницами. В 1796 по указу Павла I императрица Мария Федоровна была поставлена во главе Воспитательного общества благородных девиц; в 1854 этому управлению, просуществовавшему до 1917, было присвоено вышеуказанное всем известное наименование. 
    В число Мариинских (то есть относящихся к этому ведомству) женских училищ входили женские гимназии и платные женские учебные заведения с 4-годичным сроком обучения для девочек из низших слоев населения, которые начали открываться с 1887 (первое училище открыто в Петербурге в 1882). Учебный курс включал: закон божий, русский язык, арифметику, географию и историю России, естествоведение, чистописание, пение, рукоделие, рисование, черчение. 
    Поподробнее о Мариинских женских гимназиях. 
    В 1862 Мариинское женское училище для приходящих девиц было переименовано в женскую гимназию. До 1866 было открыто в Петербурге 7 гимназий (с 7-летним сроком обучения). По их образцу были созданы женские гимназии в других городах. Они были платными учебными заведениями. В них принимались девочки всех сословий и вероисповеданий, достигшие 8 лет. Утвержденный в 1862 Устав женских училищ для приходящих девиц действовал до закрытия Мариинских гимназий (1918). В 1859 при Мариинском училище было открыто одногодичное педагогическое отделение (преобразованное в 1864 в двухгодичные педагогические курсы); окончившим его выдавалось свидетельство домашней учительницы. В 1879 была утверждена единая и обязательная для всех Мариинских женских гимназий программа обучения; перестройка учебного курса велась в направлении приближения его к курсу обучения в институтах благородных девиц. Принятая в 1905 "Нормальная учебная табель" окончательно уравняла учебный курс гимназий с институтскими курсами. 
    Училища министерства народного просвещения - женские учебные заведения, созданные по положению 1858, делились на училища с 6-годичным курсом обучения (1-й разряд) и с 3-годичным сроком обучения (2-й разряд). Цель училищ (согласно положению) - "сообщать ученицам то религиозное, нравственное и умственное образование, которое должно требовать от каждой женщины, в особенности же от будущей матери семейства". В училищах 1-го разряда в качестве обязательных предметов преподавались: закон божий, русский язык, арифметика, геометрия, физика, география, естественная история, история, чистописание, рисование, рукоделие. В училищах 2-го разряда преподавались: закон божий, русская грамматика, сокращённая русская история и география, начала арифметики, чистописание и рукоделие. Эти училища существовали в основном на пожертвования частных лиц, городских купеческих и мещанских обществ и т. д. В 1870 они были переименованы в гимназии и прогимназии. 
    Женские гимназии министерства народного просвещения предназначались для девочек всех сословий и вероисповеданий и состояли из приготовительного, семи основных классов, 8-го педагогического. Первые 3 класса (иногда и больше) составляли прогимназию и могли существовать как самостоятельное учебное заведение. Курс обучения в этих женских гимназиях был несколько выше, чем в Мариинских, но ниже, чем в мужских гимназиях. Окончившим 7 классов выдавали аттестат на звание учительницы начальной школы, окончившим 8 классов - домашней учительницы, а получившим при этом медаль - домашней наставницы. Окончание 8-го класса открывало доступ на Высшие женские курсы без экзамена. Все женские гимназии министерства народного просвещения были платными. 
    Частные женские гимназии придерживались правил и программ, установленных министерством народного просвещения, и подчинялись местному учебного округу. В 70-х гг. были открыты 23 такие гимназии, в том числе 7 в Петербурге, 5 в Харькове и 4 в Москве. В связи с высокой платой за обучение учиться в них могли только дочери состоятельных родителей, некоторые носили сословный характер. В лучших частных женских гимназиях курс обучения соответствовал курсу мужских гимназий. 
    Церковное образование для лиц женского пола тоже существовало. 
    Епархиальные училища - средние женские учебные заведения в России, созданные по Уставу 1843, главным образом для дочерей священников. Они содержались на средства, полученные от сборов с церквей, отчислений от свечных заводов и т. п., находились в ведении Синода. Дочери священников обучались бесплатно, девочки из других сословий - за плату. Учебный курс (6 классов) был близок к курсу женских гимназий. К числу необязательных предметов, преподаваемых за особую плату и во внеклассное время, относились новые языки, музыка, рисование. Окончившие курс получали право на звание домашних учительниц по предметам, по которым имели хорошие успехи, и принимались учительницами начальных, по преимуществу сельских, школ (с 1884 - церковно-приходских). С 1900 при Епархиальных училищах были открыты специальные седьмые педагогические классы. При некоторых существовали начальные школы, в которых воспитанницы старших классов проходили практику. 
    Разумеется, я рассказала не все, но, надеюсь, вам уже понятно, что система образования была фантастически запутанной. Даже понять к какому сословию относились ваши предки по тому, какое учебное заведение они закончили, невозможно, потому что сословные требования все время менялись. Как минимум, этот текст должен был дать начальную информацию для дальнейших изысканий. То есть сначала в областном архиве вы ищете фонды нужного вам учебного заведения. Если там нужных вам сведений не обнаруживается, интересуетесь фондами той инстанции, куда это заведение отправляло все отчеты - указание на то, какая это инстанция, в фондах этого заведения вы скорее всего найдете. Бюрократическая пирамида была многоступенчатой, может быть, в конечном итоге, сведения о нужном вам ученике вы найдете вообще среди фондов министерства, которому было все это подведомственном в конечном итоге.



    Генеалогические услуги: исследование родословной и составление древа.
       
     
    © Котельников С.Д., Бирюкова Л.В., 1998-2014
    Использование материалов сайта допускается только при наличии прямой активной гиперссылки на vgd.ru